Форум » Пресса о ЦАТРА » «Игристая» Чурсина » Ответить

«Игристая» Чурсина

tarmy: «Игристая» Чурсина Выдающаяся актриса советского кино и Центрального театра Российской Армии Людмила Чурсина почти не появляется на кино- и телеэкране. Нет ролей, соответствующих масштабу и возрасту. 20 июля ей исполнится 73 года. Людмила Алексеевна вступила в осень жизни, время, когда не выбираешь роли, а лихорадочно ищешь хоть что-то подходящее на скудном рынке отечественного кинопроизводства. К счастью, у Людмилы Чурсиной есть театр, где она блистает с 1984 года – целых тридцать лет! Так что нынче у актрисы знаковая «круглая» творческая дата. За всю жизнь она сменила всего два театра: имени Вахтангова и Ленинградский драматический имени Пушкина (сейчас Александринский). История ее взлета вызывает белую зависть. Ее отец Алексей Чурсинец был кадровым военным. Дочь родилась в эвакуации в Сталинабаде (Душанбе). Другие источники сообщают, что появление на свет произошло по дороге в эвакуацию из Риги в Великие Луки под деревней Груздово Куньинского района Псковской области. С 1935 года этот район входил в состав Калининской области, так что по второй версии Людмила Чурсина – наша землячка. В Великих Луках закончила школу круглой отличницей. Поехала поступать в Московский авиационный институт. Подруга – в театральный. На пробу Чурсина пошла в творческие вузы. Поступила сразу в три: Всесоюзный государственный институт кинематографии, Государственный институт театрального искусства имени Луначарского и театральное училище имени Щукина при театре Вахтангова. В 1963 году получила «вахтанговский» диплом и два года отыграла на сцене этого театра. Студенткой снималась в кино. Мелькнула в картинах «Когда деревья были большими» в роли Зои и «На семи ветрах» в роли медсестры Насти. Фильм, сделавший Чурсину звездой советского экрана – «Донская повесть» по рассказам Михаила Шолохова. Она играла в паре с Евгением Леоновым. История любви героя к предательнице «красной» идеи в годы гражданской войны дуэтом была сыграна блестяще. Главный успех картины в феноменальной постановке режиссера «Ленфильма» Владимира Фетина. После съемок актриса стала женой постановщика, который был старше на 16 лет. Самые яркие запоминающиеся роли Людмила Чурсина играла в картинах своего мужа. После «Донской повести» актрисе посыпались предложения как из рога изобилия. В 1966 году выходят две ленты с ее участием, в 1967-м – еще две, в 1968-м – четыре, в 1971-м и 1972-м – по три. «Виринея», «Журавушка», «Угрюм-река», «Любовь Яровая» – визитные карточки актрисы. В ее киносписке более 80 ролей. В 28 лет она стала народной артисткой РСФСР, в 40 – народной Советского Союза. Признана лучшей артисткой 1969 года по версии популярного журнала «Советский экран». Лауреат государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970 год) за исполнение ролей в фильмах «Виринея», «Журавушка», «Угрюм-река». Она была знаменитейшей и обласканной государством, когда приехала в Калинин на съемки телевизионного фильма «Обещание счастья» по новеллам Константина Паустовского. Картину снимал режиссер Ленинградского телевидения Лев Цуцульковский. Кажется, он впервые руководил съемками телевизионного кино. Зато ансамбль подобрал маститым режиссерам на зависть. В трех новеллах трех разных героинь играла Людмила Чурсина. Ее партнерами были Олег Ефремов, Юрий Яковлев и Петр Вельяминов. Все звезды первой величины, перед которыми режиссер благоговел и, кажется, слегка терялся. Зато мертвой хваткой вцепился в молодого журналиста областной газеты, которого приглашал на все (!) съемочные дни и ежедневно ждал газетного отзыва о феноменальном творческом процессе. В один из ненастных осенних дней съемочная группа выехала под Рябеево на Волгу снимать что-то проходное. Тогда народных артистов и лауреатов не возили на персональных машинах, они грузились в автобус со всей кинобратией. Пока готовились снимать эпизод, Чурсина еще не загримировалась, сидела в автобусе и читала книгу. Выпал подходящий момент для общения. Звезда дружелюбно откликнулась на интервью местного журналиста. Признаться, тогда испытывал некоторую робость: имя актрисы звонкой медью гремело по всей стране, с ней беседовали маститые иностранные журналисты, а тут подвизается какой-то молодой и тихий провинциал. Диктофонов тогда в помине не было. Только блокнот и ручка. Рука не успевала схватывать ответы звезды до абсолютной точности. Про личную жизнь тогда никто спрашивать не смел в отличие от сего дня, когда «звезды» трясут простынями, даже если их об этом не просят. Автобусный диалог напоминал монолог актрисы о киноролях и встречах с мировым искусством. Помнится, задал ей дежурный вопрос о самом сильном художественном впечатлении последнего времени. Чурсина назвала фильм «Амаркорд» Федерико Феллини, который в то время на советских экранах посмотреть было нельзя. Про эту картину слыхом не слыхивал, но в знак согласия радостно закивал головой. «Вам тоже понравилось?» – коварно спросила народная артистка, зная что «Амаркорд» широкой публике недоступен. Слава богу не задала вопрос, о чем именно эта картина. Срочно пришлось спуститься с высот на землю и задать очередной дежурный вопрос о том, какие впечатления от Калининской земли. С высоты лет и опыта понимаешь, что все воспитанные люди отвечают всегда в высшей степени благожелательно, а невоспитанным такие вопросы не задают. Чурсина рассыпалась в комплиментах, начав с режиссера Цуцульковского, который никакого отношения к нашей местности не имел. Затем прошлась в елейных тонах по съемочной группе и организации съемок, которые, на мой взгляд, были никудышными: готовились черт знает сколько, к тому же руководитель абсолютно точно не знал, чего хочет и додумывал в процессе под моросящим осенним дождем. Впечатлений от Калинина у Чурсиной, по-моему, вообще никаких не было. Жили киношники в гостинице «Березовая роща», с утречка выезжали в тусклый короткий день и возвращались затемно. Много натурных съемок были ночными и нудными. Не знаю, сколько за съемочный день получал Лев Цуцульковский, но актерам «замедленное» существование на съемочной площадке было выгодно. У Чурсиной и ее «народных» партнеров была ставка 60 рублей за съемочный день, а за ночь, наверное, еще больше. Примерно половина месячной зарплаты инженера средней руки. Так что если сейчас «списанные» мастера экрана гундят, что советская власть не дала им возможности грести деньги лопатой, то это вранье. Сейчас даже серийная бездарь гребет, но кому интересно нынешнее кино? Кто захочет смотреть современные «шедевры» по второму разу? Людмиле Чурсиной в тот год было 34, и она блистала статью и обаянием. Как сказали классики, была женщиной в самом соку. Высокая, стройная, глаза с затаенной страстью и поволокой. Такие женщины созданы для любования. Она была превосходной драматической актрисой с потрясающим темпераментом, который выплескивался на съемочной площадке и мало проявлялся в личном общении. Сейчас у российских «звезд» все наоборот, они очень любят себя в искусстве. Страдаем мы. Но это к слову Как-то режиссер, вдохновленный заметкой в газете о писателе Паустовском в целом и съемками его унылых творений в частности, зазвал на ночную съемку под новый Волжский мост. Вернее, съемка была перед мостом, а под ним стоял киношный автобус, где печальная Людмила Алексеевна в гриме ожидала своего часа. Попытался втереться к актрисе в полное доверие. А чтобы ночной разговор скользил как по маслу, предложил поднять настроение естественным русским способом, назвал по простоте душевной традиционный напиток. «Что-нибудь игристое», – игриво произнесла Чурсина, выводя на бумажке автограф и ромашку. Фотограф Женя Герасин (царствие ему небесное!) мигом слетал в магазин, торговавший «снадобьем» чуть ли не за полночь. Вино явилось в виде «Кубанского игристого» объемом 0,75 литра. Такие емкости в народе называли «огнетушителями». Стакан нашелся у доброжелательного водителя автобуса. Он с тоской наблюдал, как пенящаяся красная жидкость пошла по кругу, а потом по второму и третьему. После третьего тоста, естественно за Людмилу Алексеевну, в салон заглянул режиссер и тоже с удовольствием усугубил, закусив, как и мы, плавленым сырком «Дружба». Если кто-то по наивности считает, что игристое не способствует творческому процессу, то здорово ошибается. Работа не кажется обременительной, а творческий процесс нарастает по восходящей. Пошли анекдоты, интересные случаи из жизни режиссера и актрисы. Ночь стала прозрачнее, лица добрее, а разговор откровеннее. Перешли на личности. Вспомнив о завтрашнем дне выдачи гонорара, рискнули с фотокором пригласить актрису на ужин в удобный ей ресторан «Березовая роща». Чурсина ласково сообщила, что на завтрашний ужин она уже приглашена каким-то полковником, которого занесло в «Рощу», и отказаться никак нельзя. Сравнив финансовые возможности полковника и скромных тружеников пера, один из которых был внештатным, поняли, что они не в нашу пользу. Сошлись на следующем разе, который будет неизвестно когда, и неизвестно, узнает ли вообще наша собеседница калининских любителей «Кубанского игристого». Наконец, Чурсину позвали на съемку, и она с блеском отыграла какой-то несущественный проход вдоль общежития иностранных слушателей Калининской академии ПВО. Цуцульковский исторгал восторги, а потом спросил, не осталось ли что-нибудь. Прикончили все. Можно было и продолжить, но группа захотела баиньки. На прощание журналист галантно приложился к ручке актрисы, а она отдала листок с автографом и ромашкой. Раритет, увы, когда-то утерян. Потом, оставшись под мостом с владельцем фотокамеры, обсуждали таланты Чурсиной и количество ее поклонников. Пришли к объективному выводу, что в очереди поклонников калининским «летописцам» уготовано место где-то в самом конце, которого и не разглядишь. Фильм «Обещание счастья» показали по Ленинградскому телевидению. Несмотря на четырех крупнейших «звезд» советского кино, картина не удалась. В ней с Юрием Яковлевым (тоже почему-то ночью) снимался артист Калининского драматического театра Николай Бутрехин. В послужном списке Чурсиной эта лента даже не упоминается. У нее было много всякого и великого, а съемки в Калинине канули в реку забвения под названием Лета. Зато на Тверской земле встреча с выдающейся актрисой осталась неизгладимой, и вкус «Кубанского игристого», кажется, ощущается до сих пор. Народная артистка СССР до сих пор держит горделивую осанку. Ее приятно видеть и слушать, хотя годы берут свое, и 73 не 34. Но Людмила Чурсина – из золотого списка актеров выдающегося советского кинематографа. Она из фильмов на все времена. Их можно пересматривать десятки раз. Каждый раз признаешься, что это настоящее искусство. В личной жизни ей везло на знаменитостей. Первым мужем был режиссер Владимир Фетин, погубивший себя известным пристрастием. Они развелись из-за тяги супруга к спиртному. Второй муж – ученый-океанолог. Брак был совсем непродолжительным. В третий раз Людмила Чурсина вышла замуж за Игоря Андропова – дипломата, сына Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова (тогда уже покойного). С Игорем она прожила 7 лет. Союз тоже распался. Детей у актрисы нет. Есть по-прежнему безграничная любовь к театру и кино. Сейчас она предпочитает театр. В.Бурилов, газета "Тверские ведомости", 11.07.2014г.

Ответов - 0



полная версия страницы