Форум » Пресса о ЦАТРА » Рецензии на спектакль "Завещание целомудренного бабника" » Ответить

Рецензии на спектакль "Завещание целомудренного бабника"

tarmy: "Любовь, что держит землю..." Впервые с пьесой Анатолия Крыма «Завещание целомудренного бабника» я познакомилась на спектакле Национального драматического русского театра им.Леси Украинки несколько лет назад. Пьеса покорила, в первую очередь, текстом, полным свежего юмора, разработкой характеров, самим тонким «плетением» интриги - очередного, хотя и последнего в жизни дня вечного образа, Дон Жуана. Очень хороша была и постановка Виталия Малахова и вряд ли хватит слов, чтобы описать игру Николая Рушковского, одного из старейших артистов труппы, в роли Дон Жуана. Это был старый, но исполненный особого, аристократического достоинства и мужской красоты, неподвластной времени, герой. Именно - вечный, не по литературоведческому определению, а по своей личностной сути. И потому, наверное, я с некоторым смущением шла в Центральный академический театр Российской армии на премьеру спектакля, поставленного Андреем Бадулиным - ведь избранному им герою совсем недавно исполнилось 50 лет: расцвет вместо угасания... Как же это будет восприниматься?.. На этот риторический вопрос отвечу сразу и однозначно: в подобном выборе режиссера, как оказалось, содержится двойное, даже тройное оправдание. Во-первых, век «вечным образам» был отпущен куда более короткий, нежели нынешний. Во-вторых, не возраст становится определяющей категорией, а страшная внутренняя опустошенность героя, которому нечего больше делать на этом свете. И, наконец, в-третьих - память о том Дон Жуане, которого более двух десятилетий назад играл Артем Каминский в спектакле Виктора Шамирова по одноименной пьесе А.К.Толстого. Все это сошлось и логически, и эмоционально, и стало совершенно оправданным. Достаточно в первой же сцене увидеть этого «безвозрастного» героя, всмотреться в его потухшие, безжизненные глаза, чтобы понять: он не способен уже к чувствам, к увлечениям, он просто ждет смерти, которая, по приговору врача, должна прийти за ним сегодня. И эта опустошенность, эта покорность ожидания завораживают настолько, что мы забываем все истории и их толкования в предшествующей литературе (которую, надо сказать, с немалым любопытством изучает Дон Жуан, обложенный в своем кресле книгами), потому что перед нами - совершенно новая, неизвестная нам история, которая окончится смертью, уходом из жизни. А он всегда трагичен, даже если не помнить о Командоре с его «пожатьем каменной десницы». Даже если не помнить о 617 соблазненных женщинах, которых приписала Дон Жуану людская молва... Но, собственно, почему мы должны скорбеть о них? Разве не были они счастливы в целомудренных объятиях того, кто не мог им дать физической близости в силу детской травмы, но давал гораздо больше - нежность, обожание, преклонение? Ведь каждая из этих женщин была уверена в счастье обладания, испытываемого не только Дон Жуаном, но и ею самой - а подобная великая иллюзия могла быть плодом только того высочайшего обольщения, которым в совершенстве владел герой, окутывая каждую женщину тончайшим флером Любви. Он прочитал все книги о себе и не нашел в них ни слова правды, этот уставший, изможденный Дон Жуан Артема Каминского, и осознал, что только раскаяние перед смертью, исповедь подарит человечеству истину о нем. Но встреча с молодым монахом, единственным, кто согласился исповедовать великого грешника, перевернула последнюю страницу жизни Дон Жуана совсем не так, как он полагал: монаху важнее всего узнать, каким же образом этот человек завораживал женщин, какой ключ находил к их душам? Роман Богданов играет монаха на редкость органично во всех переходах его персонажа от напускной строгости и язвительности к любопытству и горячему стремлению понять. Он умудряется быть одновременно и комичным, и вызывающим сочувствие, и естественным, и придуманным. Молодой артист буквально купается в этой роли, находя для нее с помощью режиссера краски броские и яркие. Очень хорош Лепорелло Константина Денискина - ему и жаль своего хозяина, и хочется, чтобы он поскорее отошел в мир иной, оставив слугу с наследством; уже нашел нового хозяина богатого дома, но привязанность Лепорелло к старым стенам, к ставшему привычным за десятилетия образу жизни не отпускают. А потому суетливость его оправдана, он словно постоянно совершает выбор в собственной душе и - не может выбрать... Появление в доме Дон Жуана монаха заставляет героя словно помолодеть: глаза его загораются, перед нами уже не измученный жизнью, полной дуэлей и проклятий, человек, а молодой мужчина, энергия которого соблазняет, искушает монаха, заставляя его совершать неожиданные поступки (Артем Каминский словно перерождается в какие-то считанные секунды, и перед нами - действительно, другой человек, тот, прежний Дон Жуан, который сводил с ума женщин). Он заставляет монаха надеть свой синий камзол - и походка, и взгляд, и манеры становятся иными; он встречает Донну Анну (Мария Белоненко), в которую тайно влюблен, и под яростным напором своего наставника до неузнаваемости меняется: в нем появляется какая-то щемящая трогательность, мальчишество, но и упорное желание добиться расположения любимой. В сцене объяснения монаха и Донны Анны, спровоцированной в яркой игровой манере Жуаном-Каминским, Андрей Бадулин придумал очень любопытную и забавную мизансцену: Дон Жуан и Лепорелло сидят в зрительской ложе и наблюдают (с легкими комментариями), как молодые влюбленные уже готовы бежать. Бежать в неизвестность во имя того, чтобы Донна Анна не повторила судьбу своей матери... И здесь следует одно из тончайших проявлений юмора и одновременно вполне философской мысли Анатолия Крыма! Убегая из дома, монах говорит Дон Жуану, что в Италии возьмет имя своего дяди и будет отныне зваться Джакомо Казанова. Перед уходом из жизни Дон Жуан передал свой дар Любви - не тот, о котором мы привыкли судить поверхностно, определив раз и навсегда эту фигуру нарицательным именем. Дар счастливый и приносящий счастье, потому что, по мысли Андрея Бадулина, нет ничего на свете выше Любви. Той самой, о которой говорит в финале Дон Жуан, обращаясь к Богу: «Там есть любовь, что держит землю? Любовь там будет, я туда иду...». Стараясь не раскрывать всех хитросплетений интриги, на которой построен спектакль, я хотела поделиться тем удивительным чувством, которое он вызывает. Чувство всепоглощающей любви, которая не подчинена делению на физическую и платоническую, братскую и сестринскую, христианскую и личностную, материнскую и сыновнюю. Потому что именно она, включающая в себе все эти и другие понятия, «держит землю». Об этом и поставил Андрей Бадулин свой спектакль, в воссоздании которого помогли режиссеру художник Михаил Смирнов (черные планшеты, оборачивающиеся в финале голубыми, словно небо, с парящими в нем голубями) и композитор Рубен Затикян (изобретательно включивший в свою мелодичную музыку фрагменты моцартовского «Дан Жуана»). В наше смутное время раздоров, войн, конфликтов, человеческого ожесточения - что может быть важнее?.. Н.Старосельская, журнал "Страстной бульвар", №1, 2015г.

Ответов - 0



полная версия страницы