Форум » Пресса о ЦАТРА » ...С ВЕСЕЛЬЕМ И ОТВАГОЙ... » Ответить

...С ВЕСЕЛЬЕМ И ОТВАГОЙ...

Юлия: № 41, 21 октября 2005 У этого спектакля есть масса причин, чтобы огромный, не-мыслимо огромный зал театра заполнили до отказа зрители. Какие причины? Назову несколько. Например, то, что этот спектакль (вернее, спектакль по этой пьесе Александра Гладкова) появился в репертуаре театра в 1942 го-ду и с тех пор перманентно возникал снова с новыми молодыми испол-нителями. И всегда — аншлаги. Второе: успех фильма Э.Рязанова (I962 г.) и непреходящий успех этой музыкальной комедии на экранах кино и телевидения и по сей день «подогревал» интерес к премьере молодого сов-сем поколения. А музыка!.. Замечательный и всегда юный Тихон Хренни-ков! А жанр! Как мы, признаться, тоскуем по настоящей, стремительно романтической пьесе! А пьеса-то и есть. И хорошо, что главный режис-сер ЦТРА Борис Морозов решил сотворить новую редакцию этой, можно сказать, культовой комедии, особенно если учесть, какое счастье (не нахожу другого слова!) вновь увидеть на сцене, да еще в роли фельдмаршала Кутузова, всегда поразительного девяностолетнего юношу (да-да, именно так!) Владимира Зельдина!.. Спектакль, как известно, обращающий нас к событиям 1812 года, к самому началу войны с Наполеоном, не просто стоит и должно назвать ро-мантическим. Это — мощный запал разговора и переживания об истинном патриотизме, которым движет все, что происходит на сцене. И вот все, что с весельем и отвагой происходит на сцене, привлекает и захватывает зрителей всех поколений, а уж молодежь в особенности, потому что в «Давным-давно» нас встречает подлинная любовь, какую, признаться (учитывая хотя бы обстоятельства), не очень просто встретить именно сегодня. Да еще такое замечательное обстоятельство, что в Театре Российской армии очень много талантливой молоде-жи, и прежде всего тех совсем юных, кому доводится играть героиню — девушку-гусара Шуру Азарову (помните, чей она прототип? Правильно, Надежды Дуровой). В премьерном спектакле, который довелось увидеть мне, Шуру играла Татьяна Морозова — это одна из первых, если не первая ее большая роль. Что прежде всего подкупает в Морозовой? Азарт, бешеная увлечен-ность своей героиней и многогранными «мелодиями» пьесы, включая и ме-лодии Т. Хренникова. Вообще-то, актерам драматических театров от-нюдь не обязательно хорошо петь. А здесь — необходимость не просто петь (я говорю о Шуре и о Луизе Жермон), но петь, как говорится, «вокально», своеобразным академическим голосом. Морозовой это удается, но требуется еще особенное «впевание», которое придет с ростом спек-такля. Так вот, азартная Шура одновременно и нежная, трогательная нату-ра, в которой уживаются, казалось бы, совершенно противоположные качества. Пока, мне кажется, Т.Морозовой больше удаются «лихие» сцены, в том числе куплеты давыдовских партизан — те самые «Дав-ным-давно». Я ни в коей мере не хочу сравнивать нынешнюю Шуру с той, что была у Рязанова. Вопрос в том, принимаем мы или не принимаем молодую исполнительницу в этой очень непростой роли. Безу-словно принимаем.Как принимаем и исполнителя роли гусарского пору-чика Дмитрия Ржевского в немыслимо бурном темпераменте Андрея Новико-ва. Этот Ржевский, который влюбляется в Шуру, не желая поначалу приз-наться себе в этом, — лихой вояка, человек отчаянной смелости и дерзости, подчас даже грубоватый (но это нарочито, работает на характер) — он сразу вызывает симпатии зрителей, и очень хочется, чтобы Ржевский и Шура скорее признались друг другу в том, что их объединяет не только желание сражаться в партизанском отряде Дениса Давыдова за честь и свободу России. Поскольку речь уже зашла об актерах, то из молодых я непременно хочу отметить бесконечно обаятельного Вадима Пожарского в роли гусара Пелымова. В остальном актеры работают влюбленно в предложенный им драматический материал, но тут появляются претензии: не к актерам — к постановщику. А в чем дело? В том, что массовые сцены, и в первую очередь бал-маскарад в доме Азаровых, перегружены и очень сильно «затянуты». Длинноты — это, вообще, настойчивая черта спектакля. Простите, подчас ловишь себя на том, что начинаешь (особенно во второй части спектакля) погляды-вать на часы. Возникает недоумение: зачем Борису Морозову понадобилось восстанавливать полный текст пьесы, которую еще в 1942 го-ду при постановке «отредактировали» вместе и драматург, и постанов-щик Алексей Попов. А в результате — временами становится просто скучно и ловишь себя на том, что, к примеру, совершенно излишня сцена Жермон и французского полковника, темпераментна, а при этом тягуча (вот такой парадокс!) сцена бивуака отряда Давыдова и появления в отряде Шуры... Можно, к сожалению, продолжать этот досадный перечень, не за-быв при этом о том, что сведены на нет два очень важных образа — дя-дюшки Шуры и вояки и своеобразной «няньки» Шуры Ивана. Актеры в этих ролях первоклассные (А.Петров, Ю.Комиссаров), но играть им, в сущности, нечего...

Ответов - 4

Юлия: Главное чудо премьеры — конечно же, Владимир Зельдин — Кутузов! Ум-ный, величественный, простой, корректный, озорной — очень, очень разный, и каждая его фраза — радость для души и сердца. Каждое появление Зе-льдина на сцене — открытие. Так было недавно с «Человеком из Ламанчи». Так и здесь, хотя материал для работы блистательного актера здесь беднее, чем в мюзикле по Сервантесу. И все равно испытываешь трудно выражаемую радость, когда видишь, как ходит Зельдин, слышишь, как он го-ворит, и понимаешь, как неплохо получился у него дуэт с Морозовой. Но хватит об актерах. Надо сказать, что очень хороши декорации (Владимир Арефьев) — алые и голубые кивера, золотые эполеты с буквой «А» (император Александр I) и золотыми же кистями, свисающими на сцену и точно создающими климат спектакля. И самых добрых слов заслуживает музыкальное решение — я имею в виду сценическую драматургию премьеры. А в целом-то, он молодец — Борис Морозов! — если б только не увлекся подробностями-длиннотами. Спектакль все равно получился, и хорошо и давно знакомая дивная музыка Хренникова вошла в действие так орга-нично и ярко!.. Вот так написанное давным-давно стало сегодняшним в «Давным-давно», подаренном сегодняшнему зрителю. Наталья ЛАГИНА Еженедельная газета СЛОВО

tarmy: Юленька, ты забыла указать издание...

Юлия: Санечка, я исправила


tarmy: Молодец!



полная версия страницы