Форум » Пресса о ЦАТРА » Вечная женственность » Ответить

Вечная женственность

tarmy: Вечная женственность Когда в недавней премьере Театра Российской Армии "Волки и овцы" на сцене появляется Алина Покровская в роли Мурзавецкой, прежде всего обращаешь внимание на женское обаяние и безупречную элегантность этой Меропы Давыдовны, абсолютно лишенной привычной для героини Островского мрачной суровости и даже внешне ничуть не похожей на строгую ханжу. Она весела и кокетливо лукава, хотя, разумеется, наделена волевой энергией и деловой хваткой, даром лицедейства и безудержным азартом. Однако, несмотря на властность и изворотливость, не менее действенным ее оружием оказываются интуиция, мягкость и дипломатичность. В индивидуальности самой Алины Покровской заложено это обаяние, остающееся неизменным даже в возрастных ролях, переход к которым, возможно, оказался для нее не столь тяжелым, как для большинства актрис, изначально приписанных к амплуа лирических героинь. Ведь уже в знаменитых "Офицерах" она словно застраховала себя от боязни подобных перемен, пройдя со своей героиней путь от юности до преклонных лет. Одновременно звездная роль невольно отодвинула на второй план другие, не менее достойные работы и отчасти помешала дальнейшему роману актрисы с кино, где всегда так непросто уйти от удачно найденного типажа. Хотя в биографии Покровской были фильмы "Государственный преступник", "Нежданный гость" и регулярно появляющаяся на телеэкране картина "Трое в лодке, не считая собаки", в которой она не только играет преображение суховато неприступной Эмилии в нежную, влюбленную леди, но и демонстрирует вокальные возможности своего гибкого и глубокого голоса, знакомого многим по многочисленным работам на радио. Долго ждать главных ролей Алине Покровской не пришлось и в Театре Советской Армии, куда она пришла после окончания Щепкинского училища. Приняв эстафету от знаменитых исполнительниц, она сыграла в легендарных спектаклях "Учитель танцев" и "Барабанщица". А вскоре в ее репертуаре появились Лика в "Моем бедном Марате", Женя в спектакле "А зори здесь тихие...", Лариса в "Бесприданнице", Елена Андреевна в "Дяде Ване"... Причем молодой актрисе, обладавшей ярко выраженными данными лирическо-драматической героини, судя по отзывам, удавалось сочетать веселое озорство и строгую сдержанность, тихую нежность и отчаянную страстность, пафосную героику и романтическую женственность. Не менее закономерным кажется и обилие в ее репертуаре образов жен и матерей, поскольку все тот же эталонный экранный образ не мог отчасти не повлиять и на театральную судьбу актрисы. Правда, сценические персонажи далеко не всегда выглядели идеалом терпимости, хотя вопреки всему сохраняли женское очарование. Были среди них как экзотические иностранки, так и измученные бытовой неустроенностью и собственными комплексами современные героини в непритязательных отечественных комедиях, в которые актриса привносила драматизм несостоявшейся женской судьбы. Были и почти идеальные персонажи И.Друцэ в спектаклях "Святая святых" и "Имя странного Потемкина...", ставшие символом чистоты и истинной веры, но остававшиеся при этом живыми и узнаваемыми. Точно улавливая общую тональность постановки, Алина Покровская свободно чувствует себя и в отвлеченно поэтической, и в сугубо бытовой стилистике. Так, в спектакле "Аккомпаниатор" А.Галина она жестко и реалистично играет драму интеллигентной женщины, оказавшейся беззащитной перед катаклизмами очередной исторической ломки, но не отступившейся от своих принципов и не утратившей человеческого достоинства. С не меньшим мужеством и стоическим терпением несет свой крест и мать искалеченного войной "афганца" в недавней премьере ЦАТРА по пьесе Ю.Полякова "Одноклассники". Подобные социально бытовые истории прежде всего требуют от актрисы узнаваемости и достоверности. При этом ей абсолютно не чужда стихия романтической мелодрамы или исторической пьесы, где немаловажно как умение носить костюм, так и владение особой пластикой и манерой поведения, которые присущи определенной эпохе. Неслучайно до сих пор помнятся изящно живописные позы и певуче нежные интонации Маргариты Готье в "Даме с камелиями" А.Дюма-сына, где свойственная актрисе искренность тона сочеталась с нервной сентиментальностью и поэтической приподнятостью, предписанными законами жанра. Совсем иная манера игры ощущается в ролях царственных особ, которых тоже немало в репертуаре актрисы, бывшей и царицей Марией Федоровной, и женой Наполеона Бонапарта, и матерью Нерона. В спектакле же "Ваша сестра и пленница" по пьесе Л.Разумовской Покровская поочередно сыграла двух абсолютно разных королев, объединенных губительной жаждой власти. Ее легкомысленно кокетливая и безудержно страстная Мария превращалась в обезумевшую от угрызений совести женщину, кротко прощающую всех. А волевой и рассудочной Елизавете, обладавшей дерзким умом и коварством опытной интриганки, так до конца и не удавалось побороть в себе чувство ненависти и презрения. В этих работах Покровская сделала шаг в сторону гротеска и острой характерности. Появилась она и в роли смешной и одновременно жалкой мадемуазель Капюла в спектакле "Приглашение в замок" Ж.Ануя, азартно живущей придуманной жизнью и страдающей от нереализованной жажды счастья и романтической любви. А в "Дуэли королевы", поставленной по пьесе Д.Маррелла "Смех Лангусты", актриса сыграла загадочную и эксцентричную Сару Бернар, выигрывающую войну с возрастом благодаря всепобеждающему женскому обаянию. Впрочем, в этом сила и суть индивидуальности самой Алины Покровской. Хотя в эпоху процветания бизнес-леди умение сохранять женственность требует немалого мужества. М.Гаевская, №7-8, 4-7 марта 2010 года

Ответов - 0



полная версия страницы