Форум » Актёры » Не стало Федора Чеханкова » Ответить

Не стало Федора Чеханкова

tarmy: Умер Федор Яковлевич......... Сегодня на 73-м году жизни скончался ведущий артист ЦАТРА Федор Чеханков. Всю свою творческую жизнь, а это без малого 51 год, артист посвятил Театру Российской Армии! Многогранность таланта Федора Яковлевича позволила ему раскрыться в разных областях искусства. Мои искренние соболезнования родным и близким артиста, а также Театру Российской Армии! Гражданская панихида пройдет в ЦАТРА в субботу, 4 августа 2012 года, в 12:00, затем состоится отпевание и кремация артиста, прах Федора Чеханкова будет захоронен в могиле матери на Ваганьковском кладбище!

Ответов - 10

Inconnue: Светлая память...

tarmy: Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев направил соболезнования коллективу Центрального академического театра Российской Армии в связи с кончиной народного артиста РСФСР Федора Чеханкова. В частности, в телеграмме говорится: "Он был одним из самых популярных отечественных артистов, светлым, открытым и творческим человеком. Миллионы зрителей любили его за яркий, искрометный талант, за радость, которую он дарил людям в кино, на эстраде, телевидении и, конечно, на сцене родного театра Российской Армии, где он проработал почти полвека. В памяти зрителей навсегда останутся его звездные роли, его легендарный Альдемаро из "Учителя танцев". Памяти народного артиста Фёдора Чеханкова Умер Фёдор Яковлевич Чеханков, народный артист России, актёр Театра Российской армии, а поступал он в него полвека назад, когда театр носил имя Советской армии. Он был классическим учеником старейшей Ярославской театральной школы, к сцене относился с придыханием, если что-то ему казалось оскорбляющим подмостки, возмущению его не было предела. Не знаю, до каких уже там часов утра он обсуждал это всё с друзьями и ругался... Ну, а как иначе, если мама, служившая актрисой в Ярославском академическом театре драмы, назвала его в честь первого русского актёра?! В нём было благородство профессии. В какой-то момент придумал и нашёл единомышленников - назначили они свои стипендии для лучших учеников Щепкинской школы, каждый месяц выплачивал СВОИ деньги. И ведь нигде никто особенно об этом не рассказывал, он сам не кричал на каждом шагу, а делал это лет, наверное, десять. По-моему, так. Главный режиссёр Театра армии Борис Морозов к недавнему его юбилею поставил спектакль со странным таким и "говорящим" названием - "Зачем вы меня обижаете?". И замечательно сыграл этих двух маленьких людей, Акакия Акакиевича из "Шинели" и "свадебного генерала" из чеховской "Свадьбы". Почти два часа на сцене, вокруг - группа поддержки и он - протагонист, актёр, вызывающий сочувствие публики, слёзы - он очень хотел этой трогательности в роли. Трогательность была, зрители утирали слёзы... Звёздная его жизнь в Театре Советской Армии началась, когда он вошел, сменив Зельдина, в спектакль "Учитель танцев", сыграл его больше 1000 раз! Без микрофонов, на аншлагах - в 2500-тысячном зале! Он любил петь, хорошо двигался, шутя называл себя танцующим и поющим актёром, потому и выбрал такой материал для юбилейного бенефиса - перебороть уже сложившийся стереотип - легкомысленного, оперетточного героя. А ещё он был потрясающим зрителем, он много играл в театре, но - я спрашивал, мне подтверждали, что так и было - он не пропустил НИ ОДНОГО спектакля с Васильевым и Максимовой в Большом. Ни одного. Он тяжело болел. Давно уже. Несколько микроинсультов за последние месяцы. И продолжал при этом мечтать о новых ролях. И так он не хотел умирать! И совсем не собирался... Хотя глупо всё это говорить - кто же хочет, кто собирается? "Независимая газета", 02.08.2012 г. Сообщения каналов ТВЦ, "Россия К" ("Культура"), Первого канала Памяти Федора Чеханкова будет посвящена передача "Эпизоды" на телеканале "Россия К" ("Культура") в воскресенье, 5 августа 2012 года, в 12:00.

Galina: Мама Федора Яковлевича похоронена на Ваганьковском кладбище на 29 участке.


Galina: Светлая память очень хорошему человеку и замечательному артисту!

tarmy: Galina пишет: Мама Федора Яковлевича похоронена на Ваганьковском кладбище на 29 участке Да-да, я уже сама заметила ошибку и исправила.

Galina: Мне очень нравился спектакль, в котором играл Федор Яковлевич - "Любовь дона Перлимпина" по пьесе Гарсиа Лорки. Знаю, что Федор Яковлевич любил стихотворение Лорки из этого спектакля Когда я умру, Схороните меня с гитарой, В речном песке... Когда я умру- В апельсиновой роще старой В любом цветке... Когда я умру, Стану флюгером я на крыше, На ветру... Тише... Когда я умру...

tarmy: Несмотря на отпускной период проститься с Федором Яковлевичем пришло достаточно много людей, в том числе коллег из других театров (Борис Клюев, Светлана Немоляева, Ирина Карташева), артистов, еще в недавнем прошлом работавших в ЦАТРА (Валерий Баринов, Александр Домогаров, Борис Плотников, Антон Морозов), артистов эстрады и ТВ (Лев Лещенко, Олег Марусев, Евгений Меньшов, Николай Тамразов). Всех пришедших до начала "митинга" встречали звучавшие записи с песнями в исполнении покойного. Несколько последних слов сказали артисты ЦАТРА Владимир Зельдин, Ольга Богданова, Юрий Комиссаров, театроведы Борис Поюровский и Вера Максимова, певец Лев Лещенко и поэт Андрей Дементьев. В частности Борис Поюровский сообщил, что первый свой концерт в сезоне "Вивальди-оркестр" п/у Светланы Безродной посвятит памяти Ф.Чеханкова. И по старой традиции гроб с телом Федора Яковлевича в последний путь собравшиеся проводили длительными аплодисментами.

tarmy: Федор Яковлевич снимался в кино - в таких фильмах, как «Понедельник - день тяжелый», «Карамболина-Карамболетта», «Ключ от спальни». Но главные его роли были сыграны на сцене Театра Российской армии, где он проработал более полувека - начал служить он там еще в 1961-м. Самая известная театральная работа Чеханкова, «визитная карточка» - Альдемаро в спектакле «Учитель танцев». Эту роль он принял от блистательного Владимира Зельдина. - Мы с Федором Яковлевичем очень дружили, - рассказал нам Зельдин. - Я его принимал в наш театр - увидел в нем необыкновенно талантливого, музыкального человека. Он приходил на каждый спектакль «Учитель танцев». Я почувствовал, что он хочет сыграть эту роль, а у меня было желание подготовить молодежный состав. И Федор стал играть со мной в очередь. В результате спектакль «Учитель танцев» шел более 40 лет, и зрительный зал всегда был полный. По-моему, история театра не знает подобных примеров... - Последний месяц Федор Яковлевич провел в больнице, - говорит жена Владимира Зельдина Иветта Капралова. - У него было тяжелое состояние - инфаркт на фоне воспаления легких. Мы разговаривали с ним несколько дней назад, он понимал, что уходит, но держался мужественно. А народная артистка России Светлана Немоляева вспоминает: - Я с Федей училась в Театральном училище имени Щепкина, он на курс младше. Дружили с юности. Федя очень переживал за меня, когда ушел мой муж Александр Лазарев. Со стороны может показаться, что он был одиноким человеком, но это не так. У него не было семьи, но весь актерский мир - его друзья, он жил театром... Был жизнелюбивый, остроумный и открытый. А.Плешакова, газета "Комсомольская правда", 03.08.2012 г. Герой невидимых фуэте ...Всегда бодрый, легкий в движении, в жесте, в слове, самоироничный и добрый. Встречались то тут, то там, на каких-то театральных тусовках, юбилеях, — Чеханков не входил, а по-балетному «вплывал», тут же со всеми раскланиваясь-расшаркиваясь, что само по себе напоминало начало заводного водевиля. Не с ним надо было говорить о «проблемах репертуарного театра», хотя он все чувствовал и понимал глубоким, пронзительным умом. Половина в нем видела артиста балета, другая половина — героя оперетты, а он был прирожденным мастером трагикомедии, что до последнего доказывал в родном Театре армии, где прослужил всю жизнь. Теперь его не стало. А жил он в квартире на Бутырском Валу близ ДК им. Зуева один — ни жены, ни детей. Поэтому о его смерти прессе сообщили друзья-артисты — Ефим Шифрин в блоге, Валентина Талызина, театровед и биограф Борис Поюровский... нынче все в отпусках, Театр армии «на замке». О личной жизни Федора Яковлевича Вайнштейна (настоящая фамилия артиста) публике мало что известно, да и не к чему уже это бередить. Как-то он рассказывал, что в начале 60-х у него могли быть дети. Причем двойня. Но... не сложилось. «Видно, неугодно было Богу». Вот и звоним в пустую уже квартиру, на стенах которой висят портреты Майи Плисецкой, Мариса Лиепы, Ольги Лепешинской... Верно, несбывшаяся мечта Чеханкова — стать артистом балета... но в Орле (там его мама играла в театре) хореографического училища не было, а в Москве начинать было поздно. Стал Федор зато настоящим балетным знатоком и ценителем. Трубку берет сиделка. — Как это все случилось? А то информации почти нет... — Голова вообще не варит, я в таком шоке. Долгая история. У него с января работаю. Сначала он дома заболел. В больнице лежали. Там микроинсульт у него случился. Но выкарабкался. Я, считай, его заново научила ходить. Ну вот. Начал играть в театре «Танцы с учителем», съездил в Израиль, на телевидении много выступал. Был очень бодр. Потом у них в Театре армии было собрание на закрытие сезона. И после собрания он опять слег. Уж не знаю, из-за чего. Может, о чем понервничал. Я старалась его поднимать, но Феде тяжело было. И вот потом — опять больница, инфаркт. В девять нам позвонили и сказали, что он умер. Жду звонка от его поручителя Валентина Самуиловича, они 50 лет продружили... Я уж вон костюмчик приготовила, чтобы передать, хороший костюмчик. — То есть прямых родственников у него нет? — Не-а. Есть, кажется, двоюродный брат по маме. Общались ли они — не могу вам сказать. ...В 1961-м Чеханков окончил Щепкинское училище при Малом театре (кстати, неоднократно потом ходил на «сбор выпускников», встречаясь с Виктором Борцовым, Виталием Коняевым, Борисом Клюевым). Тут же был зачислен в труппу Театра Советской Армии, где почти сразу получил несколько главных ролей и едва отбивался от поклонниц, звонивших в его коммуналку и дышавших в трубку. Чеханков никогда не роптал на жизнь, не ныл, был самодостаточным и крайне увлеченным человеком, что вылилось в его незабываемые телепроекты «Артлото» и «Вас приглашает оперетта». Конферансье — от Бога. — Это ужас просто, что случилось, — восклицает директор Московского театра оперетты Владимир Тартаковский, — конечно, он был просто создан для нашего жанра, и жаль, что работал не у нас, а в Театре армии... Федор настолько музыкально подвижен, танцевален, умел быть куражным, — рожден для оперетты! Дружил со всеми артистами, ездил с музыкальными программами на гастроли. Но и вне сцены человеком он был очень добрым, отзывчивым, разбирался не только в оперетте и балете, но знал всех композиторов, их произведения, — эрудит редкий. Память потрясающая! Театральная природа в Чеханкове была настолько сильной, что, несмотря на фактуру, его «роман с кино» так и не состоялся (переиграл с два десятка эпизодов, зачастую даже без указания в титрах). Он был из тех, кого называют «носителем атмосферы» репертуарного театра; своими знаниями, породой он как бы соединял времена, если угодно, от Мейерхольда до Андрея Миронова (с которым дружил); задавал определенный стиль, являясь плотью театрального здания. Про него, как ни парадоксально, никогда не напишешь: «жаль, не сыграл, а мог бы...» — он существовал как раз так, как хотел, — со своей грустью, своей страстью, своим видением мира, хотя людям Федор Чеханков запомнится прежде всего своей шикарной улыбкой, раскрашивающей ставшими серыми театральные будни. Я.Смирницкий, газета "Московский комсомолец", 03.08.2012 г. Монологи с грустными глазами Мы с Чеханковым дружили последние пятнадцать лет его жизни. Так жалею, что не сохранил на автоответчике его каламбуры. Зато у меня сохранилась эта исповедь артиста... - Есть расхожее мнение, что нужно подсматривать за людьми и впитывать от людей - но в первую очередь людей нужно уважать и жалеть. Потому что люди живут трудно. За каждой дверью своя трагедия. И у артиста должны быть особо чувственные щупальца души - чувствовать и понимать чужую боль. Сам не знаю, почему все это я стал ощущать? То ли это у меня от мамы - провинциальной актрисы. То ли сам как-то дожил до всего этого. Мог ли я предположить, что я, мальчишка, приехавший из Орла, попаду в такую гущу жизни? Я ведь ни в каких кружках не занимался, ни в пионерских, ни в культурно-массовых. Мне было стыдно. Я всегда был очень стеснительным. Да, я могу ответить резко, наотмашь. Найду, что сказать даже на самый заковыристый вопрос. И причем откровенно. Но внутренне стеснительным так и остался... Когда еду по Москве на машине, часто меня кто-то узнает. Женщины моего возраста могут улыбнуться. Кто-то скажет: "Вас очень любила моя мама..." С одной стороны это приятно. Узнает поколение тех, кому 75 - 80 лет, кто был воспитан на традициях Большого и Малого театров. Это тот самый Федька Чеханков, который приехал в Москву в 1957 году с протертыми штанами. Поступил в Щепкинское училище... Студентом я стоял на одной сцене с Игорем Ильинским и Еленой Гоголевой, вывозил на сцену 93-летнюю Александру Яблочкину... Полвека я служу в Театре Российской армии. Почему такое постоянство? В пору моей юности слово "карьера" было из фельетона и происходило от слова "карьерист"... Театр армии оказался моей семьей, так сложилось. Потом уже получилось, что "Учителя танцев" я играл 19 лет и сыграл его 900 раз... За спектакль худел на два-три килограмма. Все потом. И толпы поклонниц цветами закидывали - не как Леонтьева и Киркорова, но все же. Было телевидение - программа "Арт-лото". Володя Сошальский пел: "Барабан вращается, Федька наживается". А мне платили копейки и не давали машину от телестудии до театра. Не, мы из другой жизни... Вообще, это жуткое состояние для мужика-артиста, если у тебя в подкорке сидит, то ты постоянно должен нравиться. Это нужно выжигать из себя каленным железом... Почему у меня глаза всегда грустные? Может, это и помогало мне выжить. Я легкий человек, но не легкомысленный - в отношениях с людьми. Вот у Андрюши Миронова тоже глаза всегда были грустные... А.Ярошенко, "Российская газета", 03.08.2012 г. Тяжесть легкого жанра В Москве на 73-м году жизни после тяжелой болезни скончался ведущий артист Театра Российской армии, народный артист России Федор Чеханков. Федор Чеханков родился в семье актрисы Ярославского театра юного зрителя и военного, полкового комиссара. Ему, впервые вышедшему на сцену еще ребенком, словно на роду было написано стать актером Театра Советской, а позже Российской армии. Окончив в начале 60-х курс знаменитой актрисы Малого Веры Пашенной в Щепкинском училище, он пришел работать в подчиненный Министерству обороны театр — и не изменял ему до конца жизни, то есть более полувека. У пятиконечного Театра армии в советские годы было словно два лица. Одно — суровое, военно-патриотическое: театр с самой большой в стране сценой должен был пропагандировать армейские подвиги прошлого и героические будни настоящего. Второе — беззаботно-праздничное: в бой с врагом нужно идти с хорошим настроением. И вот едва ли не самым знаменитым комедийным, "костюмным" спектаклем Москвы на протяжении нескольких десятилетий был "Учитель танцев" по пьесе Лопе де Вега. Федор Чеханков играл в легендарной комедии роль Альдемаро — ею поделился с ним первый исполнитель, Владимир Зельдин. Чеханков вышел на сцену в "Учителе танцев" — трудно в это поверить — едва ли не тысячу раз, и именно она стала его звездной ролью. Конечно, были и другие заметные роли в Театре Советской-Российской армии, в том числе драматические, и всех их было немало: в "Идиоте" и "Смерти Иоанна Грозного", "Контракте на убийство" и "Любви дона Перлимплина", "Шлюке и Яу" и "Шинели". Но Чеханкова всегда привлекал "легкий жанр" — он был необыкновенно подвижен и пластичен, кажется, готов был мотыльком взлететь над сценой, любил и умел петь. Театра ему было мало. Он стал своим человеком в оперетте (и настоящим знатоком жанра музыкальной комедии), в прежние времена много работал на эстраде и на телевидении. Он словно всегда стремился к праздничности и многоцветью, воспринимал сцену прежде всего как источник оптимизма и зрительской радости. Пик всесоюзной популярности Чеханкова пришелся на 70-е годы, когда вместе с Людмилой Сенчиной они вели музыкальную телевизионную программу "Артлото". Важно, что талант Федора Чеханкова был не только актерским в строгом смысле этого слова. Он, неизменно приветливый и нарядный, внимательный к мелочам, был одним из тех, кто формировал и питал своей, как теперь бы сказали, позитивной энергией столичную артистическую среду последней трети прошлого века: был завсегдатаем премьер, юбилеев, капустников и фестивальных показов, летописцем закулисной жизни, участником всех сколько-нибудь значимых затей в Доме актера, вдохновенным и умелым рассказчиком бесчисленных театральных баек. Без Феди — именно так его называл и стар, и млад — трудно представить себе ту театральную Москву, которая прекратила свое существование вскоре после того, как не стало "той" страны. Распад этой среды Федор Чеханков тяжело переживал в последние годы. "Грустить не надо" — так назывался компакт-диск, который он записал в конце 90-х. Этому девизу Федор Чеханков старался следовать всю жизнь, на сцене и за кулисами. И можно только воображать, каких сил ему стоило не унывать, хотя бы на людях, в последние годы, когда сил оставалось все меньше, а счастливые времена безвозвратно ушли. Р.Должанский, газета "Коммерсантъ", 03.08.2012 г.

tarmy: Федора Чеханкова проводили в последний путь оглушительной овацией Столпотворение собрал сегодня на свои похороны народный артист РФ Федор Чеханков. Несмотря на жаркий субботний день, проводить в последний путь замечательного актера пришли сотни людей. Церемония прощания состоялась в Центральном академическом театре Российской армии. Открыл гражданскую панихиду патриарх отечественной сцены народный артист СССР Владимир Зельдин. В свои 97 лет он держался молодцом, говорил долго и пронзительно, тепло вспоминая младшего коллегу, которому отпущено было прожить всего 72 года. "Я подарил Феде самую любимую свою роль - Альдемаро в "Учителе танцев", которую он сыграл более 700 раз", - сказал Владимир Зельдин. Высоко отозвался он и о других работах Чеханкова, оценил и его гражданский темперамент. "Мы - военный театр, - подчеркнул Зельдин, - и Федя участвовал во всех наших шефских концертах. Он по- настоящему любил театр, куда пришел 51 год назад и где прослужил всю свою творческую жизнь". Впрочем, это обстоятельство не мешало Чеханкову проявить себя и в других видах искусства - он обожал оперетту, пел с эстрады, вел телешоу. Кстати, песни в его исполнении сопровождали всю траурную церемонию. О разных амплуа многожанрового актера сегодня вспоминали певец Лев Лещенко, поэт Андрей Дементьев, прочитавший стихи о жизни и смерти, соответствовавшие духу ритуала. Однако, как нельзя кстати оказалось в этой ситуации и эпиграмма Валентина Гафта. Ее озвучила партнерша Чеханкова по сцене Театра армии народная артистка РФ Ольга Богданова. "Талант не купить, не украсть. Одно лишь - он есть или нету. Но Федей владеет еще одна страсть: он страстно влюблен в оперетту. На сцене армейской - любовник- герой. А там он - шалун и проказник. Он - праздник, который всегда с тобой. Пусть дольше продлится праздник". Но смерть неумолима. Федора Чеханкова больше нет. Гроб с его телом пронесли через огромный зрительный зал мимо сцены, где он царил более полувека. А когда траурная процессия вышла на улицу, то запруженная народом площадь перед Театром армии устроила замечательному актеру последнюю оглушительную овацию. В этот же день на Митинском кладбище Москвы состоялись отпевание и кремация. Урна с прахом, согласно воле покойного, будет погребена позднее на Ваганьковском кладбище, где похоронена мать усопшего - актриса В.Чеханкова. Агентство ИТАР-ТАСС

tarmy: Репортаж с панихиды телеканала ТВЦ



полная версия страницы