Форум » Актёры » Борис Плотников » Ответить

Борис Плотников

Андрей: Хотя Борис Григорьевич несколько лет назад перешел в другой театр, но продолжает блестяще играть Гарпагона, а до этого много лет радовал своими великолепными ролями в замечательных спектаклях Театра Армии. Предлагаю вспомнить и обсудить его роли в Театре Армии. ведь есть еще где-то живые свидетели этого актерского чуда.

Ответов - 34, стр: 1 2 All

tarmy: Андрей пишет: Предлагаю вспомнить и обсудить его роли в Театре Армии. ведь есть еще где-то живые свидетели этого актерского чуда ППКС. Мне, например, очень бюло бы интересно послушать, как Борис Григорьевич играл Дона Педро и Яго. Может быть, кто видел, поделится своими впечатлениями или даже фотками...

Велюров: Я всё видел,но совершенно не представляю как можно об этом рассказать...

Паникер: http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=431&rubric_id=204&crubric_id=100430&pub_id=396214 Б.Г. в роли Яго


tarmy: Велюров пишет: Я всё видел,но совершенно не представляю как можно об этом рассказать... Описать черты характера, жесты, эмоции, которыми наделил Плотников своих героев.

Э.А. (GenuineLera): Вот "просто" - найти слова и описать? Произведения такого Артиста? :) Одна из Интернет-знакомых недавно сказала ни более ни менее - "великий артист". (Причем, она не_настолько восторженный человек, чтобы бросаться словами. Про великих пусть время расставляет... если сможет. Но ведь значителен уже сам факт, что так говорят люди, в общем сдержанные).

Галина: Ищу фото Плотникова в роли князя Мышкина из спектакля "Идиот".

tarmy: Галина пишет: Ищу фото Плотникова в роли князя Мышкина из спектакля "Идиот". В его книге наверняка есть.

Галина: В книге кое-что есть. но я ищу больше и лучше.

tarmy: Галина пишет: В книге кое-что есть. но я ищу больше и лучше. Если не забуду, то попрошу завтра в музее, отсканирую и выложу.

tarmy: Галина пишет: В книге кое-что есть. но я ищу больше и лучше. Есть для Вас пара фоток, выложу до конца недели.

tarmy: Галина, две фотки специально для Вас. На первой фотографии Борис Плотников с Анатолием Васильевым, а на второй - с Софьей Гуськовой.

Галина: Вот спасибо, порадовали!!! А я когда-то под большим впечатлением от этого спектакля написала про него - длинно, подробно и вдохновенно. Если хотите - выложу. Только не знаю как получится - там большой текст.

tarmy: Галина пишет: Если хотите - выложу. Только не знаю как получится - там большой текст. Выкладывайте!

Галина: Ну тогда держитесь. Выкладываю сокращенный вариант, но все равно он очень длинный, поэтому делаю это постепенно. Оригинал длинее почти вдвое. Фрагмент процитирован в книге Бориса Плотникова. Остальное прошу без моего ведома не цитировать. Просто думаю. что может быть тому. кто интересуется старыми спектаклями театра и творчеством Плотникова, это будет интересно. Это мое достаточно подробное описание спектакля "Идиот". Г.С.

Галина: ГАЛИНА СТЕПАНОВА "Я ПРИШЕЛ ТЕБЯ УСПОКОИТЬ" Тусклый свет. Незавершенность линий. Болезненно-пугающая нечеткость предметов. Пыльная ловушка, в которой каждый угол оборачивается темно-серой, засасывающей пустотой. Кто-то невидимый зажег свечи. Из темноты – странное ухмыляющееся лицо. Неприятный человек доверительно нагнулся к залу: «Господа! А хорошо бы в пети-же какое-нибудь поиграть…» За моей спиной мгновенно возникшая пустота. Так бывает, когда несколько сот человек вдруг сразу задерживают дыхание. Предложил игру – рассказать всем самый дурной поступок своей жизни. Погасил свечи. И - резко – светлое пространство. Генерал Епанчин, Тоцкий, Настасья Филипповна напряженно всматриваются в первый ряд партера. Но это тоже пустота - пустота наизнанку. Сомкнулись, вклинились друг в друга пустоты… В момент контакта двух пространственных миров появляется Князь Света. Из зияющей дыры, как посланник иного мира, времени и действия, явился тот, кто не смог бы припомнить ни одного «дурного поступка из своей жизни». В сером плаще без рукавов и с огромным капюшоном Тот, Кого мы давно ждали. Кто наделен высшим даром: любить и прощать. Черный проем за спиной князя заливает ослепительный свет. Отблеск света в его горящих глазах. Или свет – порождение этих сияющих глаз? В лице столько доброго, чистого. Отстранил рукой нависающие в проходе назойливые серые лохмотья задника. У него длинные тонкие пальцы, точно у музыканта, сошедшего с гравюры Альбрехта Дюрера. С любопытством и доверием осмотрел оживающее одушевленное пространство. Неуловимая игра света и тени. Медленно шагнул ко мне навстречу. Он здесь. «Улыбка его хороша». В роли князя Мышкина – Борис Плотников. * * * Душа князя Мышкина – Б.Плотникова – маленький доверчивый ребенок, который, как в детской игре, доверчиво открывает и показывает нам свои ладошки. Потом, улыбаясь, прячет, то одну, то другую руку за спиной и снова протягивает: «Смотрите! Вот я какой! И как это смешно и хорошо получается! » Каждая попытка – ссадина или порез. В его лице что-то такое, что сразу внушает Доверие. С первых слов князя к нему потянулся Рогожин и, ничего не тая, все рассказал о себе. Генерал Епанчин, встретивший его более чем прохладно, вдруг остановил и ввел в свой дом. Генеральша, испуганная рассказом мужа о припадках князя, увидев его, назвала другом. Аглая Епанчина полюбила. С появлением нового Мышкина в спектакле изменился и весь его ансамбль. Хотя кроме Плотникова в него введен только один новый актер – А. Васильев-Рогожин, все герои иные. Душа каждого раскрывается навстречу потоку доброты, который излучает князь Света. Князь удивляет остротой наблюдения и проникновения в человеческую личность. Он дает необыкновенно точные характеристики Епанчиным, Гане, Настасье Филипповне. И он так счастлив, что у Епанчиных его приняли, полюбили! Болезнь князя Мышкина у Плотникова – это его отъединенность от людей, невозможность общения, вынужденное отчуждение и непонимание. Тема болезни князя превратилась у актера в тему Одиночества. Плотников-Мышкин обладает удивительными «экстрасенсорными» способностями «проникать в человека». Увидев его, а вернее почувствовав, вам захочется ощутить это вновь и вновь. Ему подвластно Слово Достоевского. Весь спектакль Плотников ведет на «незакрытых тонах». Каждая мысль – не одиноко звучащая нота, а аккорд – невозможно уловить, сколько соединил он звуков. Но ему подвластно другое – умение молчать и слушать. «В князе была одна особенная черта, состоявшая в необыкновенной наивности внимания, с каким он всегда слушал что-нибудь его интересовавшее…В его лице и даже в положении его корпуса как-то отражалась эта наивность, эта вера, не подозревающая ни насмешки, ни юмора». Вот князь спускается с Ганей, а потом с Колей Иволгиным со сцены и проходит перед пустым первым рядом партера. Ганя рассуждает о бестолковой российской администрации, Коля о том, как быстро рухнули прежние, казавшиеся незыблемыми устои. Ироничный шепот зала и пространства спектакля размыкаются. Далее актерам пришлось бы играть на преодолении отчужденно-снисходительного настроя зрительного зала. Но князь – не только не участвует в разговоре, но он - весь внимание и искренне простодушие человека, не включенного в смысл разговора. Плотников мгновенно устраняет возникающий разрыв пространства. Князь НЕ понимает того, что говорят Иволгины. В спектакле Еремина противопоставление «носителей прогрессивных идей» Иволгиных и Мышкина, главная «идея» которого – «мир спасет красота». В романе князь любит поговорить и поспорить о России, о вере, о либерализме, о добре и зле. В спектакле многое из его тонких, умных мыслей отсутствует. Здесь важны не идеи и разум князя, а его душа. Спектаклю не хватало актера с тонкой «вибрирующей» душевной организацией – Бориса Плотникова. Плотников переигрывает всех (не в дурном смысле тянет на себя»). Пульс спектакля в его игре. Бессмысленно стараться описать игру Плотникова. Привычные термины «техника игры», «механизм игры» бездушны и бездейственны. Возможно только почувствовать и понять. Понять, обратившись к себе самому. * * * Классическая сцена этого спектакля – «обмен крестами» Мышкина и Рогожина. Князь в белоснежном «с иголочки» костюме. От него веет теплом, покоем, просветленной (то есть святой) мудростью. Рогожин в белом мятом исподнем белье. Бледен и напряжен. Начало разговора – взаимный обмен взглядами и фразами, пронзающими и обезоруживающими друг друга. «Свадьбу здесь справлять будешь?» Вопрос князя резко хлестнул Рогожина, лицо его мгновенно меняется. Князь пытается снять напряжение. Сколько искренности, любви, веры в его тихих словах: «Парфен, я тебе не враг…» Он пытается сократить расстояние, отделяющее его от Рогожина, напряжение которого нарастает до критической точки. По его телу проходит дрожь и он расслабляется. От этого исцеляющего прикосновения происходит не взрыв, а разрядка. «Я пришел тебя успокоить. Потому что и ты мне дорог…» Это прикосновение спасителя. И – тихая просветленная реакция Рогожина: «Посиди со мной». Это просьба ребенка, который боится остаться один в темноте. Со слезами в голосе, взахлеб он рассказывает обо всех своих горестях князю, рассеянно перелистывающему книгу. В тот момент, когда пальцы его нащупали заложенный в ней нож, до них обоих доходит смысл сказанной Рогожиным фразы о том, что Настасья Филипповна любит князя. Это разряд молнии, от которого их души шарахнулись в разные стороны. Рогожин пытается вырвать из рук князя нож, но тот уцепился в него мертвой хваткой. Тихий звук упавшего на пол ножа – страшный разряд грома. Князь резко отпрянул от Рогожина. Пытается убежать. Но понимает, что это невозможно. Мгновение, которое, кажется, длится вечность, князь смотрит ему в глаза, словно застыдившись своего поступка – Испуга, то есть утраты любви и веры. Весь рассказ князя об убийстве одним крестьянином своего приятеля за серебряные часы и о продаже пьяным солдатом за двугривенный креста, несет такой заряд Веры. Что этот свет переходит на лицо стоящего спиной к князю Рогожина. В этот момент доброты и доверия соединяются две человеческие души. Обмен крестами. Князь хочет обнять своего нового брата, но тот прыжком взлетает на сцену. Великодушие, гордость, любовь, прощение: «Бери же ее, уступаю. Твоя. Помни Рогожина». Вспышка темноты. И – страшный звук бездны, разверзающейся под ногами. Крик князя и силуэт Рогожина, с занесенной над его головой рукой с ножом… Неожиданный поворот от одного состояния героев в другое – неумолимость, неизбежность, решительность поворотов в их судьбах. Это как бы два событийных контрапункта спектакля. Многогранность, богатство тонов, психологическая уплотненность – удивительный по возможностям дуэт. Резкий перепад состояний, мыслей, возрождают необъятный «мир души человеческой». * * * Странная музыка. Бесцветный звук отраженный, усиленный непрозрачной ловушкой одиночной камеры. Звук, разбивающий Время-зеркало на множество мгновений-осколков. Тяжелая разбухшая мелодия, рифмой к которой является разжиженная вязкая тишина. К больному князю, отдыхающему на даче у Лебедева, приходят Епанчины. И надо же тому случиться, что именно сейчас появляется Бурдовский с этой ужасной, стыдной статьей. Сестры Епанчины, спустившись в зал, рассаживаются в первом ряду партера. Князь боится посмотреть туда, откуда глядят на него испытующе два внимательных черных глаза Аглаи. Но исподтишка только туда и поглядывает. В выражении его лица, жесткой лески изгиба шеи, напряженной спины – Беспокойство. Диапазон звучания этой ноты от pianissimo до forte. Невозможно понять, как он это делает, не произнося почти ни одной фразы, почти не двигаясь с места. Его суета вокруг проклинающего Бурдовского не так действенна в сравнении с этим безмолвием. Кажется, вы вновь и вновь слышите этот звук. Звук, отраженный зеркалом. Диссонансом – вскрик Аглаи: «Что Вы делаете! Вы лучше всех. Вы добрее и умнее всех!» Это музыкальная тема безмятежного летнего вечера властно врывается в спектакль. Как вальс в исполнении духового оркестра, под мелодию которого, взявшись за руки, как дети, пробегут князь и Аглая. Но и вальс и сама безмятежно счастливая минута князя – это пугающий внезапный диссонанс. …Князь под руку с Аглаей выходит навстречу Рогожину с Настасьей Филипповной. Зеркальная мизансцена решительного объяснения, где четыре героя не « сошлись в беспредельности», а, кажется, собрались лишь для того, чтобы бросить друг другу свои обвинения. Монолог ревнующей Аглаи. Реплика непонимающего Мышкина. Ответ обиженной Настасьи Филипповны. Молчание Рогожина. Звуки, падающие осколками в вязкую пустоту ловушки. Статика сцены оборачивается экспрессией – князь меж двух порванных звеньев одной вселенской цепи, не зная кого ему жалеть и кого утешать в первую очередь. Всплеск отчаяния князя Мышкина в разговоре с Радомским. Они много о чем-то говорят. Но мое сознание выхватывает лишь отдельные фразы-осколки, из которых князь пытается заново сложить разбившееся зеркало: - Меня к ней не пускают… - Пойдемте к Аглае Ивановне… - Она поймет, что все это совершенно не то… - Я без Аглаи не могу… - Ну почему мы никогда не можем всего узнать про другого, когда это надо, когда другой виноват… - А Аглая поймет… - Пойдемте к Аглае… - Это НЕ-ВОЗ-МОЖ-НО! Каждый из нас заперт в «одиночной камере собственной шкуры» . Каждый пытается вырваться из камеры своего одиночества. Главная трагедия – в обреченности этих попыток. Им не дано осуществиться. Сдирая шкуру в кровь, приоткрывают дверь одиночки и … Разбивают головы о чужие запертые двери. Князь владеет ключом, отпирающим камеры. Дверь приоткрывается. Но другой – отворачивается. Дает пощечину. Хватается за нож. Проклинает. Не находит нужных слов. Бежит из-под венца. Убивает. Из-за боязни? Безразличия? Страсти, дошедшей до болезни? Или, пытаясь взломать свои засовы, понимает, что, выйдя из своей камеры, попадет в другую? Последнюю сцену, самую кошмарную и с-ума-сводящую у Достоевского, актеры проводят сдержанно и тихо. Вскрик князя и бьющая его дрожь гасит спокойная уверенность безумного Рогожина. Припадок сумасшествия Рогожина – тихое отчаяние Мышкина. Выразительная метафора – темнота обрушивается на нас, когда князь зажигает свечу и резкий свет, когда Рогожин ее задувает. Закрыв рукой лицо, залитое слезами, князь исчезает в зияющей дыре черного провала и поднимающийся за ним подъемный мостик закрывает дверь наглухо. Серая пыльная ловушка души остается пустой и замкнутой. Достоевский: « Люди на земле одни, вот беда!».

tarmy: Галина, к Вам один вопрос - Вы написали только, что играли Плотников и Васильев, а перечислить остальных исполнителей можете, ведь за те 20 лет, что шел спектакль, там было несколько составов. Только Рогожиных было четыре, если не больше.

Галина: В том спектакле, который я описываю, играли Анатолий Васильев - Рогожин, Людмила Чурсина - Настасья Филипповна, Софья Гуськова - Аглая, ну и , естественно, Плотников - Мышкин. Но поскольку я писала в раздел "Плотников". то описание и даже упоминание о других актерах я сократила . Ведь здесь просят описать работу именно Плотникова в разных ролях.

tarmy: Галина пишет: Ведь здесь просят описать работу именно Плотникова в разных ролях. Безусловно, но это ведь не моноспектакль, рядом с Борисом Григорьевичем были его партнеры, которые вместе с ним создавали тот спектакль, который Вы описали, без них невозможно представить спектакль. Спасибо, теперь буду читать плод Вашего творчества.

Мистер Икс: здесь фото Плотникова в спектакле "Павел I" http://visualrian.ru/images/item/90085

Э.А. (GenuineLera): Мистер Икс, какой ресурс хороший, этот фотобанк! Спасибо за ориентир и информацию. Там еще нашла фото Плотникова в спектакле "Чайка" (вместе с И.Мирошниченко). http://visualrian.ru/images/item/174790 Жаль, сидит в этот момент на дальнем плане. Но всё равно замечательно, что фото есть.



полная версия страницы