Форум » Актёры » Умер Владимир Зельдин » Ответить

Умер Владимир Зельдин

tarmy: Сегодня на 102-м году жизни скончался старейший артист театра, Народный артист СССР, наш любимый Дед - Владимир Зельдин. Выражаю родным и близким, коллективу театра соболезнования. О дате и времени прощания с артистом будет сообщено дополнительно.

Ответов - 24, стр: 1 2 All

tarmy: Некролог ЦАТРА: "После тяжелой и продолжительной болезни 31 октября 2016 года, на 102-м году жизни, скончался Зельдин Владимир Михайлович - артист драмы - ведущий мастер сцены Центрального академического театра Российской Армии (далее – ЦАТРА), артист кино, народный артист СССР. Зельдин В.М. родился 10 февраля 1915 года в г. Козлов (ныне – Мичуринск) Тамбовской обл. В 1935 году окончил Театральное училище им. Моссовета и с 26 февраля 1945 г. бессменно служит театру Красной, Советской, ныне Российской Армии. Зельдин В.М. прожил на сцене почти весь XX век, вступив в век XXI, аккумулируя в своем творчестве изменения времени, оказывая безусловное влияние на сценическое искусство и на российскую культуру в целом. Прославленный мастер своей профессии, он по праву пользовался громадным и заслуженным уважением коллег, неизменно горячей зрительской любовью, высочайшим общественным авторитетом. Причина тому - в его поистине уникальной по продолжительности и насыщенности жизни в искусстве, в масштабе того, что создано им за многие десятилетия на сцене и на экране, и в том поразительно высоком нравственном заряде, который всегда несло и продолжает нести в себе творчество этого великого артиста. Свою первую роль Владимир Михайлович сыграл в фильме «Свинарка и пастух» в 1941 году. После фильма «Свинарка и пастух» снялся во множестве кинокартин, которые сегодня составляют славу отечественного кинематографа. Всего на счету у В.Зельдина более 60 ролей в кино. В театре Армии сыграл более 50 ролей. Одна из самых значительных - роль Альдемаро в спектакле "Учитель танцев" Лопе де Вега. Среди других ролей, вошедших в кладовую отечественного театрального искусства, роли в спектаклях «Тихий океан», «Флаг адмирала», «Песнь о черноморцах», «Деревья умирают стоя», «Комическая фантазия», «Ужасные родители», «Моя профессия-синьор из общества», «Загнанная лошадь», «Приглашение в замок». Последние 10 лет патриарха отечественного театра можно было видеть на сцене Театра Российской Армии в его «коронных» ролях – фельдмаршала Кутузова (в музыкальной комедии «Давным-давно» А.Гладкова, муз. Т.Хренникова), актера Неделина (в спектакле–посвящении «Танцы с учителем» Ю.Гусмана, И.Фридберга), а также в двух ролях – великого испанца Сервантеса и героя его прославленного романа Дон Кихота в мюзикле «Человек из Ламанчи» Д.Вассермана, Д. Дэриона и М.Ли. В.Зельдин – активнейший участник культурно-шефской работы ЦАТРА. В составе концертных бригад театра он неоднократно выступал в частях и дальних гарнизонах всех без исключения регионах нашей страны – от Владивостока и Кушки до Бреста и Мурманска, был в Афганистане и Чернобыле. Владимир Михайлович Зельдин награжден Государственными наградами, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы, является полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» (IV, III, II, I степеней), лауреатом Государственной премии СССР, премии г.Москвы в области литературы и искусства и многими ведомственными и общественными наградами. Владимир Михайлович Зельдин – великий артист театрального и киноискусства. Он своего рода символ, но символ, обуреваемый жаждой работы, желающий и в дальнейшем делиться своим богатейшим, нерастраченным творческим потенциалом. Дар прославленного и признанного мастера сцены Зельдина поистине уникален и не подвластен времени. Его имя золотыми буквами вписано в историю Театра Армии и всего отечественного искусства. Прощание с Владимиром Михайловичем Зельдиным состоится 3 ноября в 11.00 на Большой сцене Центрального академического театра Российской Армии. Захоронение состоится 3 ноября в 14.30 на Новодевичьем кладбище."

tarmy: Вера ГЛАГОЛЕВА: «Казалось, он сможет обмануть смерть» - Он был настолько несгибаемым человеком, что казалось сможет обмануть смерть. Увы, этого не случилось, - сказала нам актриса и режиссер Вера Глаголева, которая близко дружила с Владимиром Зельдиным. - Он очень светлый человек. Жизнь дала ему удивительный характер. Я даже не говорю о его творческих успехах, его долголетии на сцене. Он очень любил жизнь, любил людей. А главное - уважал каждого человека. Владимир Михайлович был необыкновенной доброты, он ценил радость человеческого общение, испытывал искренний интерес к людям. Меня каждый раз это потрясало в нем. И каждый раз хотелось этому научиться, но научиться этому невозможно. Он прожил такую долгую и счастливую жизнь, потому что ценил эту жизнь. Николай ЦИСКАРИДЗЕ: «Владимир Зельдин брал уроки балета» - Меня поражало его внимание, его трепетное отношение к артистам, хотя он сам был артистом с большой буквы, - вспоминает Владимира Зельдина народный артист России Николай Цискаридзе. - Это удивительное чувство: когда узнаешь человека в далеком детстве, смотришь фильмы, где он играет, и потом он входит в твою жизнь. Любая встреча с Владимиром Михайловичем становилась для меня праздником, было невозможно не восхищался им. Мы часто встречались в доме актера. Он обожал балет, много работал и дружил с артистами Большого театра еще с той поры, когда репетировал спектакль «Учитель танцев». Чтобы хорошо танцевать, чтобы его роль была интересной, он брал уроки балета. Невероятно тяжело осознавать, что Владимир Михайлович ушел от нас. Но как сказала мне однажды великая певица Елена Образцова: «Это шкурка умирает, а душа бессмертна». Я верю, что душа Владимира Михайловича жива. Газета "Комсомольская правда"

tarmy: Первый канал Радио Свобода Российская газета Россия 24 И еше "Российская газета" НТВ ТВЦ


tarmy: Театр им.Моссовета: "Друзья, мы хотели бы поделиться с вами обращением моссоветовцев к коллегам в Центральном академическом театре Российской Армии. Мы разделяем со всем театральным миром скорбь от ухода Владимира Зельдина. С ЦАТРА наш театр связывают особые связи: в 30-е годы Владимир Зельдин работал в Театре имени МОСПС (в дальнейшем – Театр имени Моссовета). Александр Домогаров и Ольга Кабо, звездные моссоветовцы, выходили на грандиозную сцену ЦАТРА, как и Владимир Зельдин, и до сих пор часто с благодарностью вспоминают эту часть своей творческой биографии. Им, как и всем нам, хотелось бы вновь и вновь произносить слова восхищения великим Артистом Владимиром Зельдиным. Светлая память. "Дорогие коллеги! Примите самые глубочайшие соболезнования в связи с кончиной Владимира Михайловича Зельдина - выдающегося актера и человека, ставшего еще при жизни театральной легендой, знаковой фигурой отечественной сцены и экрана. Для всех нас Владимир Михайлович был и остается символом творческого долголетия и победы человеческого духа над законами времени. Уникальная по своей продолжительности и насыщенности художественная биография Владимира Михайловича не знает аналогов. Вся его жизнь – пример бескомпромиссного и беспрецедентного в своей талантливости служения искусству. Неповторимый дар Владимира Михайловича с годами не только не иссяк, но становился еще мощнее и ярче. Мировая театральная практика до Зельдина не знала подобных примеров. Актер, блистательно сыгравший и спевший в свой девяностолетний юбилей заглавную роль в знаменитом мюзикле «Человек из Ламанчи» и выходивший в ней на сцену в столетнем возрасте, – Великий, неповторимый, единственный в мире Артист. По образам, созданным Зельдиным, можно изучать историю отечественного искусства и историю страны. Завоевавший сердца зрителей ролью горца Мусаиба в фильме Ивана Пырьева «Свинарка и пастух», он сохранил эту всенародную любовь на протяжении более семидесяти лет. Сменялись поколения зрителей, а восхищение этим артистом, уважение и любовь к нему оставались неизменными. В памяти многих Владимир Михайлович остался легендарным Учителем танцев, великолепным Альдемаро, в чьем образе воплотились лучшие мужские черты - благородство, отвага, целеустремленность, верность и возвышенный романтизм, качества, олицетворяющие творческую палитру великого артиста и его отношения к профессии. Дорогие коллеги, сегодня с Вами скорбит вся страна. С Владимиром Михайловичем ушла целая эпоха, ушел самый прекрасный романтический герой отечественной сцены, верный ее Рыцарь, Дон-Кихот российского искусства! Валентина Панфилова, Юрий Еремин, Андрей Кончаловский, Ольга Кабо, Александр Домогаров, Анатолий Васильев и коллектив театра имени Моссовета"

tarmy: Малый театр: "Малый театр глубоко скорбит о тяжёлой утрате, понесённой российской культурой – кончине народного артиста СССР Владимира Михайловича Зельдина. Великолепный актёр, с равным успехом выступавший в театре и в кино, Владимир Зельдин останется в истории не только благодаря удивительному творческому долголетию – в первую очередь, мы будем вспоминать его щедрый талант, безраздельную преданность искусству, замечательные человеческие качества. Есть такие величины, которые кажутся вечными. Но это была жизнь, наполненная высоким смыслом от первого до последнего мига. Выражаем искренние и глубокие соболезнования родным и близким Владимира Михайловича Зельдина, а также всему коллективу Театра Российской Армии. Юрий Соломин и коллектив Малого театра"

tarmy: Прощайте, Дон Кихот… Завтра на главной сцене его родного Центрального академического театра Российской Армии на Суворовской площади столицы, где он прослужил более 70 лет, мы простимся не просто с «артистом планеты», как называли его многие, ведь его имя как старейшего актёра по праву занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Вместе с ним мы прощаемся с целой эпохой. Прожитые им 100+1 год позволяют говорить именно так. Обязательно прочтите его автобиографическую книгу «Моя профессия: Дон Кихот», чтобы увидеть масштаб личности Мастера на фоне судьбоносных событий в стране и мире. И станет понятно, что есть имена, а есть ИМЯ: Владимир Зельдин, артист театра и кино. Его роли, в том числе в фильмах «Свинарка и пастух», «Карнавальная ночь», «Дядя Ваня», «Женщина в белом», «Десять негритят», уже вошли в золотой фонд отечественной культуры. Казалось, что, когда 10 февраля нынешнего года вечер в ЦАТРА в честь 101-го дня рождения Владимира Михайловича назвали именно так – «100+1: Танцы с Учителем», к волшебной цифре «сто» будет каждый год просто прибавляться ещё по единичке. Он не утрачивал магии своего таланта и особого обаяния. Думалось, сцена главного армейского театра страны, самая большая в Европе, будет стоять веками, значит, и её хранитель будет радовать нас своими ролями ещё много-много лет… Он и жил сценой. Все, кто видел, как в последние годы ему непросто было вне её энергетики, поражались чуду. Сценические подмостки становились настоящей машиной времени, отбрасывая назад годы и даря своему любимцу новые силы для встречи с обожающими его зрителями. Так Владимир Михайлович сумел не просто покорить время, он дал всем нам надежду, направление пути, как жить долго-долго и не утратить любви к самой жизни и к окружающим людям. Был такой пионерский лозунг: «Гореть – не тлеть, да здравствует пламя жизни!» Зельдин жил именно так. И надо было слышать, как Владимир Михайлович в роли Дон Кихота читал-пел в спектакле-мюзикле «Человек из Ламанчи», который был поставлен в ЦАТРА Юлием Гусманом к 90-летию Зельдина: Мечтать – пусть обманет мечта, Бороться, когда побеждён, Искать непосильной задачи И жить до скончания времён! ... Вот мой девиз – прямые пути, Мой долг безнадёжно и смело идти, Сражаться, когда все гадают и ждут, Выручая несчастных, что сами себя не спасут, И пускай я погибну в бою, и неравном бою, Но пройду до конца я прямую дорогу свою... Станут люди сильней от того, Что чудак, побеждённый везде, Когда опускаются руки, Тянулся к далёкой звезде! Люди выходили после спектакля с ощущением, что жить надо именно так: светло, радостно, честно. Зельдин останется в нашей памяти легендарным Дон Кихотом в театре и в жизни. Но для многих он будет ещё и Учителем. И не только как исполнитель роли актёра Неделина в спектакле-посвящении, специально поставленном Юлием Гусманом к 95-летию Зельдина. Там он выступал в двух ипостасях: и самого себя, и своего знаменитого героя, искромётного Альдемаро из легендарного спектакля тогда Театра Красной Армии «Учитель танцев», в котором в январе 1946 года дебютировал талантливый актёр Зельдин. Тот спектакль был не просто успешным, он шёл без малого четыре десятилетия, сам Владимир Михайлович блистал в этом образе ещё тридцать лет, более тысячи раз! И в новом спектакле Зельдин вновь был Учителем. Только уже наставником не в танцах, а ориентиром порядочности и честности в нашей современной действительности, где так легко сбиться с праведного пути. Владимира Михайловича примет земля Новодевичьего кладбища. Здесь, как и во время прощания в Театре Армии, друзьями и коллегами будет сказано много добрых слов в его адрес. Но, пожалуй, самые главные слова – это признательность зрителей за то, что Зельдин своим талантом буквально влюбил несколько поколений в его Величество Театр. Вот, что мне прислала по электронной почте в день его смерти одна из искренних поклонниц Мастера, верный друг Театра Армии, практически ставшая его летописцем, юрист по профессии, Александра Авдеева: «Не стало Владимира Зельдина – настоящего маяка Театра Российской Армии, путеводной звезды, его флагмана. Многим зрителям благодаря именно ему захотелось навсегда «пришвартоваться» к этому красивейшему зданию на Суворовской площади Москвы. Для меня Театр Армии начался в декабре 2004 года, когда Зельдин вместе с режиссёром Юлием Гусманом в эфире радиостанции «Эхо Москвы» представлял премьеру ЦАТРА – мюзикл «Человек из Ламанчи» Д. Дэриона и Д. Вассермана. В нём он сыграл сразу две роли – испанского писателя Мигеля де Сервантеса и героя его романа Дон Кихота. В той радиопередаче Владимир Михайлович живьём исполнил несколько вокальных номеров из мюзикла. Настолько великолепно, что это буквально потрясло нас с мамой: Зельдину на тот момент было без малого 90 лет! И мы на семейном совете постановили: идём на спектакль. Потом я уже одна пересмотрела его, затем мы побывали на спектакле ЦАТРА «Загнанная лошадь» Ф. Саган в постановке Николая Пинигина, где артист играл роль Генри Честерфилда. Мне кажется, эта роль Владимира Михайловича из его шести работ, которые мне довелось видеть непосредственно в театре, была лучшей – в ней он проявил всю глубину своего драматического таланта, настолько душевно тонко, щемяще он показал своего героя. С этого момента и началась моя любовь к Театру Российской Армии, куда я по сей день хожу на все спектакли, погружаюсь в его историю, по мере скромных сил знакомлю зрителей с артистами посредством интервью. И мой пример не единственный. Зельдин своим удивительным жизнелюбием и творческим долголетием, талантом буквально объединял зрителей, сделал многих из них искренними поклонниками Театра Армии. Каждая роль Владимира Михайловича, а в моей памяти сейчас возникают и Мессершман из «Приглашения в замок» Ж. Ануя, и Кутузов из «Давным-давно» А. Гладкова, и Неделин из «Танцев с учителем» И. Фридберга и Ю. Гусмана, и каждый его день рождения, который он непременно отмечал игрой на сцене, становились для зрителей огромным праздником. В этом ряду особняком стоит уникальное событие – столетие артиста, когда Владимир Зельдин на протяжении шести часов играл в юбилейной постановке «Сто лет, или Танцы со временем», читал стихи, пел, исполнял монологи своих героев, а переполненный полуторатысячный зал ЦАТРА буквально утопал в цветах и аплодисментах настоящему АРТИСТУ. Случилось так, что мне удалось быть свидетелем последнего посещения Владимиром Михайловичем Зельдиным стен родного театра. Было это 26 сентября, когда он приехал на сбор труппы. На служебном входе его встречали фотографы и костюмер Лариса Гончарова. Будучи чрезвычайно чутким к проявленному к нему вниманию, Владимир Михайлович не прошёл мимо, а остановился, понимая журналистскую профессию, разрешил сделать несколько снимков и даже, как всегда великолепно, продекламировал нам стихотворение. Какое – не запомнила, потому что все мы были тогда под своего рода гипнозом самого образа Мастера. Но ощущение восхищения услышанным из его уст не покидает меня и сегодня. Для меня, для тысяч людей он был чудом, сказкой, которая, казалось, будет длиться ещё очень долго. Я счастлива, что была его современницей. Светлая ему память…» В конце спектакля «Танцы с Учителем» Владимир Михайлович говорил такие слова: «Я не прощаюсь с вами, я говорю вам «до свидания», я и мои друзья актёры будем ждать вас здесь, в этих стенах снова и снова. Потому что театр – это вы. Без воздуха птицы не летают». И Центральный академический театр Российской Армии, все артисты, коллеги и друзья народного артиста СССР Владимира Зельдина верят в своего зрителя… Ведь пока мы любим и помним, дорогие нам люди живут в наших сердцах. И.Павлюткина, газета "Красная звезда", 02.11.2016г.

tarmy: Александр Калягин: "Не стало народного артиста СССР Владимира Михайловича Зельдина. Его феномен творческого долголетия был проявлением уникального характера, силы воли, мужества, и, безусловно, огромного таланта и неистового желания работать. И только благодаря этим качествам, ему удалось перешагнуть вековой рубеж. Даже после серьезной травмы он вернулся на сцену и продолжал играть спектакли, декламировать стихи и, как всегда, был вместе со всеми в театре на открытии нового театрального сезона. Владимир Зельдин доказал, что почтенный возраст не помеха для людей, устремленных всеми своими помыслами в прекрасное будущее, он таким и останется и для нас, своих коллег, и для миллионов своих зрителей, имевших счастье видеть его на сцене и на экране. Он останется в нашей памяти ярким, талантливым артистом, искусство которого было жизнеутверждающим, наполненным оптимизмом и любовью к жизни, к людям, к своему делу. Я выражаю свои искренние соболезнования супруге Владимира Михайловича Зельдина, его коллегам, коллективу Центрального академического театра Российской Армии. Все театральное сообщество скорбит вместе с вами, мы понимаем, что провожаем в последний путь выдающегося артиста отечественного театра и кино XX-XXI в.в., человека, прожившего огромную и достойную жизнь в искусстве, жизнь полную ярких событий, встреч, творческих побед и вершин. Память о Владимире Михайловиче Зельдине останется в наших сердцах навсегда. Светлая ему память и наша вечная любовь."

tarmy: Все, кто хочет завтра проститься с Владимиром Зельдиным, обратите, пожалуйста, внимание на то, что парковка у центрального входа театра будет закрыта!

tarmy: Людмила ЧУРСИНА, народная артистка СССР: – Он был человеком чутким, отзывчивым, не менял свою позицию. Конечно же, прислушивался, пытался понять, где истина скрыта. И либо соглашался с оппонентом, либо оставался при своем мнении. Был бесконечно ответственным актером – требовательным к себе и к партнерам по сцене. А бывал иногда и очень трогательным. Красиво жил и красиво ушел. Ольга БОГДАНОВА, народная артистка России: – За месяц до смерти Зельдин предложил в ноябре поехать в Минск. Он до последнего дня строил грандиозные планы. Всегда смотрел вперед. Очень любил спорт. И часто сравнивал актеров со спортсменами. Он говорил, что прошлых заслуг не бывает. Актер силен только тем, что рождается здесь и сейчас. Вот спортсмен вышел к снаряду и должен всем показать, что способен поднять этот вес. Мне кажется, в этом была его внутренняя установка. Эти мысли очень его держали. Он каким-то чудом избежал старости. Не превратился в дряхлого, немощного человека. Всегда стройный, подтянутый, в модных костюмах… Когда он неважно себя чувствовал, но нужно было играть, мне говорили коллеги, мол ничего – ты все подскажешь. Сейчас его не стало, а я вдруг вспомнила, что мне ни разу не пришлось ему что-то подсказать. У него была потрясающая память, ясный ум. Свойство молодого человека. Для нашего театра он был знаковой фигурой во всех отношениях. Это наш бренд, наша защита. Его присутствие делало театр неуязвимым. У нас не было страха, что жизнь кончается. Когда мы на него смотрели, то думали, что жизнь буде вечной: настолько удалось ему обмануть медицину и науку. Когда он сломал шейку бедра, многие шептались, мол, это конец. А он вышел на сцену и продолжал играть. Когда в 80 лет у него случился инфаркт, то все тоже говорили, что к работе он уже не вернется. А он легко справился со своим недугом и еще два десятилетия играл в спектаклях. Мы рядом с ним понимали, что и в 90 лет можно осуществить свою мечту, а в 95 – сыграть новую роль. Поэтому для артистов ЦАТРА слово «возраст» превратилось в абстракцию. Подумаешь, возраст! Зельдин собирал аншлаги и в сто лет. Говорят, смерть каждого человека наступает неожиданно. Умом мы все понимали, что однажды это произойдет, но его уход стал не просто неожиданностью – нас накрыло волной. Мне все пишут эсэмэски: «Мы осиротели, нам надо держаться». Очень тяжело, если честно. Светлая память. Владимир ЭТУШ, народный артист СССР: – Невосполнимая утрата. Ушла целая эпоха нашего театра и кинематографа. Я всегда восхищался его энергией и жизнелюбием. Оно помогало ему оставаться в строю до последнего. Даже тяжелая травма не смогла подкосить его несколько лет назад, и он снова вышел на сцену. И вот теперь его не стало. Я даже поверить в это пока не могу. Владимир АНДРЕЕВ, народный артист СССР: – Мне повезло, я имел честь быть хорошо знакомым с Володей. Он не раз становился председателем экзаменационной комиссии в ГИТИСе на кафедре актерского мастера. Всегда был очень внимателен, запоминал ребят, разбирал работы, советовал. И когда он говорил о студентах, то проявлялись какие-то приметы его романтизма, поскольку по ходу дела он увлекался. Мог, например, влюбиться в чью-либо игру, с головой окунуться в процесс, забыть о времени и обо всем на свете! Такого влюбленного отношения к профессии у артистов старшего поколения встретишь нечасто. Когда я был совсем еще мальчишкой, то помню, увидел спектакль с его участием – «Учитель танцев». Зельдин – удивительный музыкальный актер. Будучи уже старым мастером, гроссмейстером, так сказать, он с необыкновенной отдачей существовал на сцене и просто дарил уроки молодым актерам. Он растрачивал себя до конца и это, как ни странно, давало новые силы. Причем неважно спектакль это или творческий вечер. Не стыдился быть романтиком. И думаю, что в Театре российской армии эта атмосфера сохранится надолго – слишком высокую планку он задавал. Журнал "Театрал", 01.11.2016г.

tarmy: Николай Сергеевич Мартон - старейший артист Александринского театра, Народный артист РФ: "Первый раз с Владимиром Михайловичем я встретился как зритель, и было это в детстве, когда вышел фильм «Свинарка и пастух». Позднее, будучи студентом Киевского театрального института, я был в Москве и смотрел спектакль «Учитель танцев». Для меня он уже тогда был блистательным артистом, и достичь такой высоты актерского мастерства я даже и не мечтал. Третья встреча произошла в фильме «Рафферти», где у нас с Владимиром Михайловичем были не очень значительные роли, но на этом фильме мы познакомились. Не думаю, что он дорожил этой ролью, у него ведь были великие работы в кино, но и проходные роли бывают в актерской жизни. А в 2006 году, спустя 35 лет, мы уже встретились как товарищи на праздновании 250-летия Малого театра, пили вино за процветание этого театра, и было очень приятное общение. Запомнился не только мне, но и всей России, его столетний юбилей, его интервью, его колоссальная энергия, и самое главное - его спектакли, которые он в те дни играл. Это совершенно поразительно явление! Уход Владимира Михайловича, конечно, печален, но, как говорил А.С.Пушкин: «Печаль моя светла». В душе каждого из нас остается удивительный человек - пример для подражания, как любить Россию, как любить профессию, как любить людей. Уникальный человек, который дожил почти до 102-х лет и играл, а ведь играть в такие годы, например, Дон Кихота – это же театральное чудо. Говорят, чудес не бывает. Неправда! Чудо было, и оно было с этим человеком. Творческий путь Зельдина был очень славным, потому он оставался любимцем публики на протяжении почти всей своей театральной и кинематографической жизни. Мне кажется, что творчество питало Владимира Михайловича энергией, а любовь к нему людей, зрителей и коллег, просто продлевала ему жизнь. Я горжусь знакомством с прекрасным русским артистом Владимиром Зельдиным. Он надолго останется в сердцах людей, которым он подарил незабываемые образы в театре и кино."

tarmy: О прощании с Владимиром Михайловичем... т/к "Мир24" т/к "Россия 24" Первый канал Т/к "Известные люди" Агентство "Ридус" т/к "Звезда" Еще Первый канал т/к "Россия" т/к ТВЦт/к ТВЦ т/к "Культура" Газета "Красная звезда", 07.11.2016г.

tarmy: Свою прощальную речь возле гроба Владимира Зельдина артистка Центрального театра российской армии Наталья Аристова закончила так: «Дон Кихот не умер! Верь мне, Санчо. Верь». Эти слова в спектакле «Человек из Ламанчи» произносила ее Дульсинея. В то, что народный артист СССР Владимир Зельдин в последний раз собрал своих друзей, коллег и почитателей, верилось с трудом. Об этом шептались зрители, выстроившиеся в длинную очередь ко входу в театр, об этом можно было прочесть в бесчисленных телеграммах, выставленных в фойе ЦАТРА, об этом говорилось и со сцены. – Умом мы понимали, что этот день неизбежно настанет, – сказала актриса Ольга Богданова, – Но сердце говорило обратное: Владимир Михайлович будет жить вечно. Мы понимали, что это не так. Но самим фактом своего существования он отодвигал это, нарушал все законы природы, законы медицины. Он был для нас невероятным щитом. Мы знали, что старости нет. Мы были детьми – мальчиками и девочками рядом с ним. Все время – мальчики и девочки. Какая могла быть старость, когда в 80 лет он переживает обширный инфаркт и тут же начинает снова работать. В 90 лет осуществляет свою мечту, и эта мечта была не прожить еще один день, а сыграть – сыграть «Человека из Ламанчи». И он играет его в 90 лет на наших глазах. В 95 – «Танцы с учителем». В 100 лет собирает невероятные аншлаги, полные залы, он ездит на гастроли, он летает самолетами и ездит поездами. Где тут старость! Я смотрела на другие театры и думала: может быть, они и хорошие, может быть, они модные, может быть, они замечательные. Но у них нет Зельдина. И сразу же мы становились на совершенно другую ступень: мы были счастливцами, обласканными этим прекрасным человеком. То что Театр российской армии в буквальном смысле осиротел чувствуется во многом. Пенсионерки (у каждой по четыре гвоздички в руках), заняв еще в 10 утра очередь ко входу, шепчутся, что в последние десять лет ходили в ЦАТРА «только на Зельдина» – дескать, было нечто ускользающе-романтичное в его игре, привкус старых и добрых спектаклей. Были здесь и студенты, и люди среднего возраста, не считая бесчисленных солдат, которые несли дежурство по всему маршруту процессии, сменяли цветы у гроба, стояли в почетном карауле… Иногда, впрочем, в караул становились коллеги Зельдина: худрук ЦАТРА Борис Морозов, директор Иван Чурсин, актеры Людмила Чурсина и Лариса Голубкина, Ольга Богданова и Валерий Баринов… Над сценой – большой портрет Владимира Михайловича, перед гробом – подушечки с орденами. Статс-секретарь Минобороны в прощальной речи отмечает, что Зельдин являлся полным кавалером Ордена за заслуги перед Отечеством. Он бывал у всех министров обороны СССР и РФ, хлопотал за многих своих коллег, но ни разу в жизни ничего для себя не попросил. Церемонию, которую изначально предполагалось провести с 11 до 13 часов, администрация театра вынуждена была немного продлить – не все поклонники артиста успели возложить цветы. Многие не расходились – оставались здесь же, в зрительном зале (к полудню свободных мест не осталось ни партере, ни в бельэтаже). Вновь и вновь повторялся «Реквием», а очередь из желающих возложить цветы не убавлялась. Держались все вместе: обычные зрители и знаменитые артисты, делегации от театров и представители военных ведомств. Освещение неяркое. Но напрягаешь зрение и видишь в толпе знакомые лица – Ирина Антонова, Светлана Немоляева, Марина Кнушевицкая, Светлана Врагова, Владимир Этуш, Сергей Шойгу, Владимир Урин, Юлий Гусман, Леонид Ярмольник, Борис Беленький… Возложил цветы и отошел к кулисе Александр Калягин. Долго и сосредоточенно думал о чем-то, глядя в пол. Ему предлагали стул, советовали присесть в специальный ряд, где разместились жена Владимира Зельдина и родственники, но актер отказался – хотелось побыть одному. Вообще церемония прошла на редкость скромно – без пафоса и громких речей. Как сказала в интервью за сценой Людмила Чурсина: «Владимир Зельдин жил достойно, творил достойно и столь же достойно ушел – как уходят настоящие победители. Недаром свою биографическую книгу он назвал «Профессия – Дон Кихот». Он был и останется таким для всех нас». Актера похоронили на Новодевичьем кладбище. Виктор Борзенко, журнал "Театрал", 03.11.2016г.

tarmy: Зельдин, примиривший всех: Москва простилась с вечным артистом …Машины военной автоинспекции, автобусы с солдатами, люди с цветами. На больших экранах у Театра армии только он – Зельдин, Зельдин, Зельдин… «Нам казалось, он будет жить вечно…», – повторяли многие на улице, за кулисами, со сцены. А почему именно это повторяли, хочется спросить? Думается, что в век разобщенности, полного исчезновения моральных и нравственных ориентиров, Зельдин своей судьбой, своим возрастом, впитавшим даже не одну эпоху, как будто объединял и примирял всех. И все как-то привыкли отмечать его рекордные юбилеи на сцене – 95, 100, 101… и далее, далее, далее; что-то сродни вечного появления доброго волшебника, Деда Мороза в Новый год. Поэтому как никогда прощание с ним было, скорее, зеркалом, когда люди смотрели сами в себя. И спрашивали – что есть жизнь, что есть время? Надгробные слова… да, они, конечно, как всегда, были и официальными (телеграммы от президента, премьера, Совфеда), и страстными, когда актрисы Театра армии, его партнерши, не могли не говорить без чувства, страсти, слез… Но все-таки главным было ощущение, что невероятное волшебство закончилось, и знатного пастуха из фильма 1941 года, вечного Дон Кихота и учителя танцев уже нет. Впрочем, слез в зале не было. Как будто взрослым объяснили, что Дед Мороз не существует, – это не вызовет слез, но откроет в душе пустоту, что страшнее стократ. Черный катафалк у главного входа, вип-автомобили у служебного, – всё суета. А на сцене, среди великого множества венков, наград и цветов, идет отпевание. Батюшка с последним словом обращается в зал, а певчие еще долго, еле слышно тянут-тянут «Аллилуйя»… Почетный караул, в котором, по традиции, могут постоять не только сотрудники театра, но и друзья, желающие сказать последнее «прости». К вдове, Иветте Евгеньевне подходят то Мединский, то Этуш, то Калягин. Поклонился великому актеру и министр обороны Сергей Шойгу. Телевизионщики пытаются поймать на входе-выходе «звезд» для комментария, но те лишь быстро проскальзывают, понимая, что это тот случай, когда все понятно без слов: ведь обычно говорят о таланте актера, его сыгранных или не сыгранных ролях, в случае с Зельдиным (уж так получилось) сценой стала вся наша Россия – от сих до сих. А Россию в двух словах не объять. – Мы, конечно, умом понимали, что этот день настанет, – говорит актриса Театра армии Ольга Богданова, – это неизбежно. Но сердце нам всю жизнь говорило обратное, что Владимир Михайлович будет жить вечным. Самим фактом своего существования от отодвигал все законы природы. Он был невероятной защитой для всех нас. Мы знали, что старости нет! Мы были для него детьми – мальчиками и девочками. Какая тут могла быть старость? Когда в 80 лет он переживает обширный инфаркт, и тут же начинает снова работать! В 90 лет осуществляет свою мечту, – и эта мечта была не прожить еще один день, – а сыграть! Сыграть человека из Ламанчи. В 95 – «Танцы с учителем». В 100 лет собирает аншлаги. Летает самолетами и ездит поездами. И все это – на наших глазах! …А люди всё прибывают, служащие в белых перчатках едва успевают убирать цветы с постамента – их просто тонны. Пришла проститься вся культурная Москва, если такой термин для Москвы еще уместен. – Ни разу такого не было, чтобы Зельдин пришел к министру обороны со своими проблемами, – делятся впечатлениями сотрудники Минобороны, – всегда просил только за своих коллег. Младших коллег… Поэтому его так любят и ценят в нашем театре. …И можно понять артистов, которые уже завтра будут вынуждены, по долгу службы, прийти в этот самый театр, зайти на эту сцену, понимая, что они уже проводили в последний путь своего ангела-хранителя. – Ни разу, ну ни разу он не поступил так, чтоб нам было за него стыдно! – Говорят артисты. – А какое уважение к женщине! Такого Зельдина уже не будет. Если женщина дарит ему цветы, он под локоток провожает ее со сцены, это целый ритуал, он никуда не торопится… Пусть так. И пока слышны последние аплодисменты, пока катафалк везет гроб к центральной аллее Новодевичьего кладбища, пока падают в могилу цветы, пусть не торопится Зельдин уйти из наших сердец. Ни сегодня, ни завтра, ни в дни грядущих новых премьер, уже без него. Артист, ставший синонимом вечности. Ян Смирницкий, газета "Московский комсомолец", 03.11.2016г.

tarmy: Позавчера в Театре Российской Армии прошла церемония прощания с Владимиром Михайловичем Зельдиным. Сотни людей, среди которых как простые зрители, так и коллеги по цеху, пришли проститься с актером. Государство представляли министр культуры РФ Владимир Мединский и министр обороны РФ Сергей Шойгу. Предваряло гражданскую панихиду отпевание в кругу родных и близких Владимира Михайловича (чин отпевания был совершен игуменом Высоко-Петровского мужского монастыря Петром Еремеевым). Церемонию прощания вел начальник управления культуры Антон Губанков, зачитавший в ее начале телеграммы со словами соболезнований от Президента РФ В.Путина, премьер-министра РФ Д.Медведева и председателя Совета Федерации В.Матвиенко. Ввиду ограниченности времени и большого количества желающих проститься панихида была короткой. Выступили на ней статс-секретарь МО РФ Николай Панков ("Владимир Зельдин доставлял радость многим поколениям любителей русского театра, а сам всегда приходил в Министерство обороны с проблемами своих коллег"); актриса ЦАТРА Ольга Богданова ("Умом мы понимали, что этот день настанет, но сердце говорило, что он будет жить вечно. Рядом с ними мы были мальчиками и девочками. Он никогда не был старым. В сто лет он собирал аншлаги. Где тут старость? На его биографии нет ни одной тени. По отношению к женщинам другого такого мужчины нет. Мы страшно осиротели. Но я убеждена, что и там он нас не забудет"); актриса ЦАТРА Наталья Аристова ("Владимир Михайлович - наш друг, наш учитель, наш ангел-хранитель. Вы уходите, мы остаемся. Сколько актерских судеб состоялось благодаря Вам! Ваше добро навсегда останется в нашем сердце. и мы будем им делиться со зрителями"); артист и депутат МГД Евгений Герасимов. В фойе была выставка, посвященная Владимиру Михайловичу, в том числе костюмы его первой (Альдемаро) и последней (Неделин) ролей в ЦАТРА. Также можно было прочитать многочисленные телеграммы с соболезнованиями, как от официальных лиц, в том числе из Испании, так и коллег. По традиции, заложенной еще в Италии во время прощания с актрисой Анной Маньяни, от дверей театра Владимира Зельдина проводили аплодисментами. А из Большого зала гроб выносили под музыку из спектакля "Человек из Ламанчи" (Обет) и "Песню о Москве" из к/ф "Свинарка и пастух" (по завещанию самого артиста). Похоронили Владимира Михайловича на Новодевичьем кладбище с воинскими почестями под залпы салюта и государственный гимн России рядом с Львом Дуровым и Еленой Образцовой. Видео: последний путь Видео: панихида Видео: похороны

tarmy:

tarmy: Уникальный, не штампованный, фильм о Владимире Зельдине, подготовленный к его столетию.... Посмотрите его, смахните слезу и улыбнитесь тому, что были свидетелями этого Чуда! Фильм "Перелистывая жизнь" А завтра, в воскресенье, в эфире радиостанции "Культура" актриса Ольга Богданова и театральный критик Григорий Заславский будут вспоминать Владимира Зельдина. Эфир в 15:05

Паникер: Писать трудно. Это словно прощание, а прощаться и отпускать не хочется. В моей жизни, вне семьи было два абсолютно светлых человека. Теперь они лишь память. Зато они научили любить то, каким человеком я "хочу и могу стать". Вечная память и царствие небесное.

Galina: Это был совершенно удивительный человек - Владимир Михайлович Зельдин – настоящий московский интеллигент, рыцарь театра и романтик. Без малейшего снобизма, высокомерия свойственного некоторым мэтрам. Он дарил и дарил себя людям, театру, миру. Казалось, что так так будет всегда. ..Еще полтора года назад к его столетию я написала - "Самим фактом своего существования в нашей жизни, в искусстве он выполняет какую-то высшую миссию, удовлетворяя вечную потребность в красоте, благородстве, верности, жажду романтического идеала, настоящего рыцарского поведения в жизни и в искусстве. Трудно представить, каким успехом пользовался спектакль «Учитель танцев» в суровые послевоенные годы, когда страна еще не оправилась от тяжелых потрясений, и кем был герой Зельдина Альдемаро для девушек послевоенного поколения, в любые времена мечтавших о прекрасном принце. Моя мама любила рассказывать, как её подруга, влюбившись сначала в красавца Мусаиба из фильма «Свинарка и пастух» и посмотрев этот фильм не один десяток раз, потащила свою подружку в театр на «Учителя танцев». И с тех пор девочки-подростки в телогрейках и самодельной обуви стали завсегдатаями галерки театра Красной Армии, завороженно глядящими на сцену, на дам в роскошных нарядах и своего легко порхающего в невероятном танце кумира, к которому так и постеснялись подойти, не имея даже скромного выходного платья. Только спустя годы, осмелившись, уже бабушки-подружки подошли к кумиру своей юности, танцующему в честь своего 95- летнего юбилея с неизменной легкостью в спектакле «Танцы с учителем». И с трепетом произнеся: «А мы в детстве были вашими поклонницами», – попросили автограф. Владимир Михайлович с рыцарской галантностью поцеловал дамам руки и надписал свою книгу «Моя профессия – Дон Кихот», надписав: «С нежностью и любовью». И устроил небольшую экскурсию по театру, начиная с той самой легендарной гримерной, в которую когда-то заходила Анна Ахматова. Его профессия – Дон Кихот...» Зельдин... Мне казалось, что этому человеку удалось обмануть быстротекуще время и он будет всегда. Чуда не случилось. Хотя нет, это неправда, чудо, волшебство было рядом с нами. "Не говори с тоской их нет, но с благодарностию - были". Нам всем удивительно повезло. Мы тоже были его современниками.

tarmy: Запись эфира от 06.11.2016г., в котором актрисы Театра Российской Армии Ольга Богданова и Алина Покровская вместе с театральным критиком Григорием Заславским вспоминают Владимира Зельдина Аудио Сегодня девять дней.... Сделала ролик памяти Деда. Это был его неповторимый путь. Длинный и насыщенный. Видео А еще мне пришло на ум... Владимир Михайлович очень часто на встречах, юбилеях, похоронах или в интервью вспоминал сегодня почти забытые имена режиссеров и актеров Театра Армии, работавших при Алексее Попове - Давид Тункель, Александр Окунчиков, Нина Ольшевская, Борис Львов-Анохин... Теперь, после ухода Зельдина, никто их не вспомнит, никто не назовет.... Светлая память...

Марго: Ушел не просто человек, ушла целая эпоха. Так само получилось, что Зельдин считался вечным, шли года, менялись времена и правители, а он был...был всегда, сколько всего происходило в театре, люди приходили и уходили, спектакли появлялись и исчезали, а Владимир Михайлович оставался бессменным символом мастерства и таланта...жаль, жаль до слез...и спасибо господу Богу, что удалось успеть в своей жизни насладиться его мастерством!



полная версия страницы