Форум » Общий » Ольга Дзюбинская » Ответить

Ольга Дзюбинская

tarmy: На днях в Москве, в Доме ветеранов сцены скончалась Ольга Сергеевна Дзюбинская. С 1955 по 1958 года, выпускница ГИТИСа, Ольга Сергеевна возглавляла литературно-драматическую часть ЦТСА. Некролог редакции бывшего журнала "Театр" Ушла из жизни Ольга Сергеевна Дзюбинская, одна из старейших сотрудников журнала "Театра". Окончив ГИТИС и аспирантуру, она работала в газете "Советское искусство". Обладая широкой театральной эрудицией, в своих очерках и рецензиях она прежде всего стремилась поддержать все истинно даровитое и талантливое. Она "привела" в Центральный театр Советской Армии, шде работала завлитом, драматурга Александра Володина. Но главным делом ее жизни стал журнал "Театр", где она вела отдел драматургии, открывая новые имена авторов, готовя в каждый номер журнала пьесу, которую ждали театры. Она была самым добрым и внимательным редактором-опекуном начинающих авторов, а для коллег в журнале самым чутким и отзывчивым другом. Таким она навсегда останется в нашей памяти. Газета "Культура", №6, 18.02.-03.03.2010 г.

Ответов - 1

tarmy: Мне вместе с зав. музеем ЦАТРА Е.Маньшиной довелось встречаться с Ольгой Дзюбинской. К счастью, наш разговор остался на пленке. Не судите его строго, потому что это не было по сути своей интервью, а просто экспромтное общение. Ольге Сергеевне тогда было 82 года. О.Д. - Ольга Дзюбинская Е.М. - Елена Маньшина (заведующая музеем ЦАТРА) А.А. - Александра Авдеева (редактор) Е.М. В какие годы Вы работали? О.Д. До 1958 г. Е.М. А с какого? О.Д. С 1953 г., наверное. Е.М. Т.е., "Стрекоза" при Вас вышла? О.Д. Без меня, этот спектакль уже шел. При мне выходила "Уоррен". Е.М. "Профессия миссис Уоррен"? О.Д. Да. Еще был спектакль "Средство Макропулоса" Е.М. А спектакль "Москва-Кремль"? О.Д. Этот спектакль также вышел при мне. Е.М. "Поднятая целина без Вас уже была? О.Д. При мне. Е.М. Значит, 1958 г. еще весь были? О.Д. Да Е.М. 1958 г., когда А.Д. Попов ушел, его "ушли", Вы были в театре или Вас уже не было? О.Д. Нет. Я не была уже завлитом театра, когда Попов покинул театр. Е.М. Т.е. Вы застали последние годы вместе? О.Д. Да. Е.М. А скажите, пожалуйста, стабильно ли шел спектакль "Флаг адмирала", премьера, которого состоялась в 1950 году? О.Д. Нет. Е.М. Сколько времени он шел? Как зритель ходил? Когда Вы были в театре, он еще шел? О.Д. Я даже не помню, по-моему, нет. Нет, не было. "Воевода" при мне был. Е.М. Да. Конечно, "Воевода" был при Вас. Но, вернемся, скажите, пожалуйста, на военные спектакли как зрители ходили? О.Д. А просто приводили. Е.М. Так, значит, аншлагов не было? О.Д. Не было. Е.М. В то время "Полководец Суворов" уже сошел со сцены? О.Д. Да. Е.М. А до того, как Вы стали работать в театре, Вы не видели "Полководца Суворова"? О.Д. Нет. Е.М. Понятно. Это очень интересно. Ведь о «Полководце Суворове» писали как об очень посещаемом спектакле. Вам сколько было когда, Вы пришли в театр, О.Д. Сколько мне было лет? Алексей Дмитриевич привел меня. После смерти родителей я пришла. В 1955 году. Я помню, я пришла в театр, меня встретил Макаров, долго со мной мило разговаривал, а за дверью стояло полтруппы. Оказывается, он был пьян, его хотели вытащить. Но разговаривал как трезвый человек. У меня был заместитель – Пильдон (Оскар Павлович Пильдон - второй зав. лит. ЦТСА - Прим. Ред.). Но он к творчеству не имел никакого отношения. Он только договора там заключал, в чем я ничего не понимала. Е.М. Пильдон ведь какое-то время и режиссурой занимался? О.Д. Вы путаете. Там было два брата. Е.М. А, Вениамин, да-да. О.Д. Оскар Павлович Пильдон был очень хороший человек, когда он придумывал чего-то такое, не творческое, то радовался этому, но человек был очень хороший. А его брат погиб на войне, по-моему (Режиссер В.Пильдон погиб во время ВОВ – Прим. Ред.). Е.М. А Вы стали заведовать лит. частью? О.Д. Да. Но я была не типичной заведующей. "Метелица" при мне была. Несколько раз всего прошел этот спектакль. Замечательная была история. "Обрыв" при мне был. Е.М. При Вас пришла и актриса Вера Яковлевна Капустина? О.Д. Да, в 1955 году. Е.М. Да, Вера Яковлевна - это+ Е.М. Вы в работе с Алексеем Дмитриевичем предложили какую-то пьесу? О.Д. А.Володин "Фабричная девчонка". Это была моя жизнь. Е.М. "Фабричная девчонка" - было Ваше предложение? О.Д. Да. Е.М. Вы с Володиным общались? Как это было? О.Д. Володин сидел со мной и разговаривал, а, когда театра первый раз при мне поехал в Ленинград, а я вдогонку дала телеграмму, чтобы они зашли к Володину. Я дружила с Диной Шварц. Она была завлитом у Товстоногова. И только она начала встречаться с Володиным - мы по телефону говорили - она говорит: "Ой, зацепи Володина". И я так зацепила. Е.М. "Фабричную девчонку" не давали ставить в других местах? О.Д. В Москве нет. Е.М. А в Ленинграде? О.Д. В Ленинграде она была поставлена. Е.М. У Товстоногова? О.Д. Да Е.М. Т.е. в ЦТСА была вторая постановка? О.Д. Я не уверена в этом. Е.М. Вы не помните, кто играл в Ленинграде главную роль? О.Д. Помню, конечно. Доронина. Е.М. Замечательно. Значит, Доронина. О.Д. И Людмила Фетисова у нас. Е.М. У нас Фетисова и Касаткина. Но Касаткина не считалась хорошей. Хорошей была Фетисова. Е.М. Когда Володин приезжал, какие-то сцены сокращались? О.Д. Нет. Мы там очень большую работу делали. Я не помню, что мы делали. Но много сидели. Е.М. Он выбирал кого-нибудь из артистов? О.Д. Нет. Он приехал первый раз в театр, увидел и сразу подружился со всеми. Очень хорошо было все. Е.М. "Барабанщица" А.Салынского была при Вас? О.Д. "Барабанщица" была при мне. Я точно помню, что репетировали ее при мне. Е.М. Репетировала ее одна Фетисова или кто-то с ней в паре? О.Д. Одна Фетисова. Е.М. Не было такого, как это называется, как сейчас ставят двух исполнителей? О.Д. Не было. Дублерши не было. Е.М. Дублерши возникали только в случае крайней необходимости? О.Д. Вообще, да. И очень при активном участии дублерши. Если активная, то ее пишут. Е.М. А, если ее не назначали - сама вызывалась? О.Д. Ну, были случаи, но она не вызывалась. Во всяком случае, на этом спектакле не было. Е.М. Скажите, пожалуйста, а Вы не знаете, каким образом Л.И.Касаткина пришла на "Барабанщицу" и на "Фабричную девчонку". Она назначалась или она как-то по собственному желанию пришла? О.Д. Я не знаю. Во всяком случае, знали только Фетисову. О.Д. Хорошо знаю. Е.М. А Алексей Дмитриевич Вас взял в театр не сразу после окончания? Вы с ним пересекались в институте? О.Д. Я училась в аспирантуре, тогда часть студентов привлекалась посмотреть какой-нибудь спектакль выпускников, и Попов меня просил посмотреть спектакль Анапольской (впоследствии режиссер театраи телевидения - Прим. Ред.), которая была его студенткой. Е.М. Как назывался, не помните? О.Д. По-моему, это была пьеса В.Розова. Е.М. У нас Розов-то вообще не шел в театре, это, наверное, только в ГИТИСе было, вероятно, да? О.Д. Этот спектакль шел в ТЮЗе г.Самара. И главную роль, Розовского мальчика, я помню, играл директор театра, которого звали Луи Бобков. Хороший спектакль сделала. Кроме того, она вышла замуж за Анапольского. Привезла сюда с собой. Она на радио долго работала. Не знаю,сейчас работает или нет. Вот так. Потом я его (спектакль - Прим. Ред.)защищала, как полагается, и после этого А.Д. меня взял в ЦТСА. Е.М. Вы поступили на театроведческий сразу после школы? О.Д. Сразу. Конкурс был - семь человек на место. Е.М. Прекрасно. Вы ведь москвичка? О.Д. Да. Е.М. А где Вы жили тогда? О.Д. Прямой переулок. Параллельно Садовому кольцу. Е.М. А учеба продолжалась 5 лет? До 1947 г.? О.Д. Нет, один год я училась до войны. Потом два года в эвакуации в городе Чистополь, а потом я вернулась и продолжила на два курса моложе. Е.М. Спектакли 50-х гг., какой Вам показался наиболее ярким, запоминающимся и наиболее близким Вам? О.Д. Я люблю все спектакли Львова-Анохина. Он тогда ставил много. А.А. Скажите, как Алексей Дмитриевич работал с артистами, как он к ним относился? О.Д. Прекрасно. Вот он проходил по залу, когда репетировали "Обрыв", и он, на секундочку садился в кресло. И я помню замечательный момент, как он объяснял Михаилу Майорову, как может он общаться через зал со зрителем. Замечательно было. И вот весь день прошел в разговоре о том, какое может быть общение. Е.М. "Ревизор" при Вас выходил? О.Д. Был уже. Е.М. Он шел при Вас или нет? О.Д. Я не помню, но, может, я его видела раз. Е.М. Скажите, а в "Ревизоре", как Вы его помните, основной упор был на игровую фантасмогоричность, или же на сверхзаостренную правду жизни? О.Д. Я помню, что там была затронута тема дороги. Е.М. Когда смотришь фотографии из «Ревизора» или слушаешь разговоры, или читаешь, то спектакль всегда связывался с тем, что он возник раньше того времени, когда мог бы быть оценен и понят по достоинству. А как можно понять что такое "раньше времени" у Попова? Он же не мог отказаться от своей линии - вести творчество через правду человеческих отношений, через правду действий. Но при этом яркость, фантасмогоричность, точность комедиографа ведь у него не отставала? О.Д. Я вошла в театр тогда, когда был спор об этом спектакле. И спор был не на жизнь, а на смерть. Е.М. А в отношении чего, Вы не можете припомнить? О.Д. Нет. А.А. Вы были подругой Л.И.Добржанской, насколько я знаю? О.Д. Да, мы очень дружили. А.А. Что было для нее главным в работе, в рабочем процессе, скажем, на спектакле, над новой ролью? О.Д. Я в это не лезла. Но очень интересно над текстом работала. Она одно время была увлечена системой Станиславского. И в театре была особая группа людей, которая ходила на эти занятия. Е.М. А кто вел эти занятия? О.Д. Кедров. Е.М. Кедров? О.Д. Да. Е.М. В ЦТСА или они ездили куда-то? О.Д. Он вел во МХАТе и в ВТО. Е.М. Неужели наши артисты ездили к Кедрову на занятия?! О.Д. Ну, это так не афишировалось. Любовь Ивановна и Константинов ездили. Е.М. А Алексей Дмитриевич в курсе был? О.Д. Я не знаю. Е.М. Мне казалось, Алексей Дмитриевич к Кедрову как-то никогда особо не благоволил. О.Д. Я в это не влезала. Е.М. Вы курили? О.Д. Никогда в жизни. Е.М. Я просто подумала, обычно какие-то замечания о своих впечатлениях в театральной работе артисты между сигаретами практикуют? О.Д. Нет, это Любовь Ивановна любила курить. Е.М. Да, она много курила. О.Д. Мы каждый Новый год встречали вместе. А также с Николем Ивановичем и Катерина Михайловна (актриса ЦАТРА Е.М.Кудрявцева – прим. Ред.). Мне понравилось, как Добржанская с Кудрявцевой работала в "Профессии миссис Уоррен". Ведь она работала с ней всерьез. Она как-то проявила мужество. Она мне так сказала: "Ты понимаешь, сначала была белый, чистый лист бумаги, а потом получалась такая холодная девочка, которой никто не нужен, практическая, одинокая». Кудрявцева там толково играла. Е.М. Спектакль Вас заинтересовал? О.Д. Это был абсолютно мой спектакль, каждое слово и все интонации я сейчас помню. Это Львовский спектакль. Очень непохожий на то, что ставили про миссис Уоррен. А.А. А Вы с Любовь Ивановной дружили до конца ее жизни? О.Д. Да. Даже ее поклонница ко мне приходила, киевлянка такая была. А.А. А Любовь Ивановна Вам что-нибудь рассказывала о своей работе в Киевском театре? О.Д. Конечно рассказывала. Ведь я о ней книгу писала. Е.М. Вы закончили эту книгу или нет? О.Д. И выпустила, и закончила. Е.М. Любовь Ивановна ведь была достаточно скупой человек в своем выражении отношения к творчеству? О.Д. Не знаю. Мне даже казалось, что в какие-то моменты она забывала, что она была Народная артистка, а я просто Олей. Дело было так. Я всегда любила литературу, которую не знала публика. У меня были приятели такие. И тогда у меня появилось "По ком звонит колокол" Хемингуэя. Я помню, как Любовь Ивановна ко мне приехала и привезла эту книгу. Мы с ней мечтали, чтобы она сыграла Пилар. Е.М. Это было нереально. О.Д. Тогда-то не могли поставить, но помечтать об этом можно было. А.А. А у Любови Ивановны были уже какие-то мысли, как она могла бы ее сыграть? О.Д. Конечно, были. Земля крутилась под ней. Все подробно было. Е.М. Да, Любовь Ивановна была обделена ролями такого масштаба, не складывалось. О.Д. Нет, все считали, что поздно уже. Какие-то роли уже не играет, да и театр не смог бы поставить "По ком звонит колокол". Е.М. Спектакль "Каса-маре" в 1959 г. вышел? О.Д. "Каса-маре" - как раз на уходе моем вышел. И отвратительный был Зубков, который Бог знает, что писал об этом спектакле. И ушедшая от нас Наташа Крымова нашла нужный образ. Она говорила: "Каса-маре" как цветок на стебле". А.А. Скажите, в те годы, что Вы работали, с 1955 по 1958 гг., театр сильно критиковали? О.Д. Конечно. А.А. По делу, без дела? Чего больше было: каких-то действительно критических настоящих замечаний или ерунды? О.Д. Мура была. Мы тогда так считали, что все была мура. Я еще хотела бы вспомнить, что в ЦТСА рисовали много картин. Е.М. И шаржи. О.Д. Мой кабинет был оформлен этими картинами. Е.Ф. Какие там были картины? О.Д. "Бурлаки на Волге". Во главе с А. Д. Поповым. О.Д. До сих пор они есть? Е.М. Есть, так и висят. О.Д. Шоколадница. Е.М. Шоколадницы я не помню, а под Васнецова "Иван Царевич серый волк" была картина? О.Д. Это я там еду с Пильдоном. Е.М. Прекрасно! Я хоть подпишу. Это, значит, Оскар Пильдон там был? О.Д. Оскар Пильдон. Это ко мне Калинин стал ходить. Каждый день приходил. Что-то зачастил. Я знала, что он рисует. Не могла понять, а через некоторое время - пожалуйста. Е.М. Валерьян Васильевич любил красивых женщин. Но ведь это не только он рисовал? Это и Баталов рисовал? О.Д. Нет, там Баталова нет. Е.М. Там нет, но в альбомах гастрольных он тоже рисовал. О.Д. Может быть, но это до меня было. Е.М. А эти, я знаю, Каля (Калинин) рисовал, Валерьян Васильевич. О.Д. Полтеатра рисовало. Е.М. Лев Шабарин рисовал. О.Д. Да. Е.М. Очень хорошо рисовал. А впоследствии, он делал удивительную мелкую пластическую скульптуру, шаржи такие, начиная со спектаклей "Укрощение строптивой", "Учитель танцев", "Давным-давно", в виде дымковской игрушки, "Смерть Иоанна Грозного". Не знаю, видели Вы, у него была такая замечательная выставка "Москва-41-й" из папье-маше - трагические белые фигурки. О.Д. Нет. Этого я не видела. А.А. На Ваш взгляд, Вы знали А.Д.Попова, Вы с ним работали три года, какое новое слово Попов сказал в театре? О.Д. Об этом думать надо. Попов был гениальный человек. Малореализованный. Алексей Дмитриевич всегда был предельно открытым. У меня ощущение, что каждый раз, когда он приходил, что-то новое привносил. Он как будто бы ходит и все время что-то находит. А ведь страшное было время. Сидели какие-то люди. Е.М. Что за люди? О.Д. Не знаю. У нас был ПУР. Я думаю, что Алексей Дмитриевич ушел из-за ПУРа. Ну, например. Начал ставить "Антония и Клеопатру". Е.М. В каком году? О.Д. 1957-1958 гг. Е.М. Кого он взял? О.Д. Он только над текстом начал работать. Придумывали, прочли Немировича. Е.М. Кого же он намечал на эту роль? О.Д. Приглашали одного актера из Нижнего Новгорода. Он, кстати, еще не успел уехать обратно, как пошли разговоры. И вот, собрались на худ. совете. Дяденька, который за нас отвечал, сказал: "Пьеса "Анатолий (так и сказал - Анатолий!) и Клеопатра" не отвечает задачам ПУРа". Попов тогда и решил. Да, он и раньше хотел уйти. Е.М. Кто намечался на женскую роль? О.Д. Там все претендовали. Е.М. А Любовь Ивановна Добржанская? О.Д. Ей поздно было, хотя Клеопатре было 39 лет, а Антонию 52. Е.М. Где Вы после ЦТСА работали? О.Д. Я 33 года проработала в журнале "Театр". Е.М. Значит, всё прошло через Ваши руки. О.Д. Да. Е.М. Спасибо Вам, Ольга Сергеевна. Беседа состоялась 3 декабря 2005 г. в Доме ветеранов сцены. Список спектаклей, выпущенных в 1955-1959 годах: "Варвары" 1955 год "Настоящий человек" "Воевода" "До новых встреч!" "Москва, Кремль" 1956 год "Профессия миссис Уоррен" "Отец и сын" "Крепость над Бугом" "Титаник - вальс" "Генерал Вашингтон и колдун" "Метелица" "Фабричная девчонка" 1957 год "Моя семья" "Мой друг" "Обрыв" "Караван" "Последняя остановка" "Поднятая целина" "Шестеро любимых" "Бруклинская идиллия" "Средство Макропулоса" 1958 год "Люди, которых я видел" "Светлый май" "Чертова речка" "Всеми забытый" "Камень - птица" "Юстина" "Добряки" "Барабанщица" 1959 год



полная версия страницы