Форум » Общий » Александр Дунаев » Ответить

Александр Дунаев

tarmy: Сегодня исполнилось бы 90 лет режиссеру Александру Дунаеву (с 1959 по 1963 годы - главный режиссер Театра Армии). Материал памяти Александра Леонидовича можно прочитать здесь

Ответов - 11

tarmy: "Я выстроил свой дом в открытом океане..." К 90-летию со дня рождения Александра Дунаева Сегодня Александра Дунаева вспоминают нечасто. Главный режиссер Театра на Малой Бронной, "начальник" великого Эфроса - вот и все, что обычно знают о нем. Он почти всегда находился в тени, а между тем был народным артистом, ставил за рубежом, открывал новые имена. Парадокс? Скорее, свойство характера. Но иногда даже негромкие судьбы показательны. Дунаев родился 27 марта 1920 года. Он шутил: "Международный день театра специально назначили в день моего рождения". Никто из его родителей не был связан с искусством, и все же театр был в крови. В детстве он устраивал целые спектакли, где сам играл Бабу-ягу. А после школы стал актером Третьего Московского театра для детей. Там Дунаев встретился с Лобановым, который посоветовал поступать в ГИТИС. Его мастером стал Василий Сахновский, декан режиссерского факультета, параллельно работавший во МХАТе. Именно он привил Дунаеву понимание театра как общего дела. Много лет спустя, когда его спросят о работе с Эфросом, он ответит: "А разве мы плохо работаем? Театр - ведь дело артельное! Если я, прожив немалую жизнь в искусстве, только себя одного считаю личностью, то я не художник". Но окончить ГИТИС он не успел. В 1940-м, после второго курса, Дунаев был призван в армию, в погранвойска. Его направили на Дальний Восток. На всю жизнь запомнились звездное небо над Амуром, волны, шторм, корабли. Потом, в работе над "Океаном" А.Штейна, он вернется к этим впечатлениям. В то же время пьесу ставил Охлопков, но он сам признал победу Дунаева. Это был один из лучших спектаклей Театра Советской Армии. "Океан" захватывал своей масштабностью, метафоричностью при абсолютно точном существовании актеров. Вместе с художником Волковым режиссер открывал всю огромную сцену театра, нос корабля был устремлен в зал, и казалось, корабль идет прямо на зрителей. Все морские сцены разыгрывались на мостках, которые покачивались, создавая полную иллюзию движения по волнам. Но образ океана был шире: это и сама жизнь, бурлящая, непостоянная, и стихия в душе человека. Дунаев прекрасно распределил роли и создал удивительный актерский ансамбль. Попов, Зельдин, Касаткина, Сагал - казалось, они не играли, а жили в этом суровом и романтическом мире. И даже после того, как спектакль был снят, артисты тепло вспоминали о нем. Дунаев был "актерским режиссером", возможно, он унаследовал это от своего второго учителя, Леонида Вивьена. Дунаев завершал образование в Новосибирске, куда был эвакуирован Ленинградский театральный институт. А потом "житейское море" бросало из города в город: за сорок лет своей режиссерской деятельности он сменил девять театров. Где-то служил год, где-то два, четыре. Но его скитальчество не было добровольным. Иногда его просто переводили (в системе военных театров сложно сказать "нет"). Он, главный режиссер, не умел быть единоличным хозяином, и его "свергали" изнутри. Актеры, недовольные своим положением, директора, стремящиеся к власти, - схема могла меняться. Но результат оставался тем же: Дунаев уходил. Он думал, что нашел свою гавань в Театре на Малой Бронной. Там он проработал 15 лет. Этот театр, так же как МХАТ для Сахновского, "стал его главной радостью и главным мучением". Создавая свободу творчества Эфросу, он брал на себя идеологию, ставил "датские" спектакли, но они никогда не были казенными. В любом материале Дунаев старался найти возможность заглянуть в себя. И главная его тема - исследование нравственного потенциала людей - широко, вольно и заметно звучала в "Ленушке" и "Золотой карете" Л.Леонова, "Трибунале" А.Макаёнка, "Равняется четырем Франциям" А.Мишарина и одном из самых ярких спектаклей начала 80-х годов - "Лунине, или Смерти Жака" по пьесе Э.Радзинского. Не прошел Дунаев и мимо драматургии Вампилова, впервые обратился к творчеству В.Кондратьева ("Отпуск по ранению" по повести "Сашка"). Его последним спектаклем стали "Брандербургские ворота" М.Светлова, который на титульном листе своего сборника когда-то надписал: "Дунаеву Саше - почтеньице наше". В жизни же столь ценимый Дунаевым человеческий потенциал окажется слишком низким. Он дождется, что актеры будут писать "наверх", требуя снять его с должности (впрочем, сегодня эти письма стали привычными). Те, кто был занят в его спектаклях, станут поливать его грязью, "шить" дело. А он, уже переживший два инфаркта, будет слушать их и ловить ртом воздух... И умрет от разрыва сердца майским днем 1985 года. О.Бычкова, газета "Культура", №11, 25-31 марта 2010 г.

Galina: Спасибо за очень интересный материал!

tarmy: Так получилось, что в этому году у Александра Леонидовича две круглые даты. Если 27 марта 2010 года ему исполнилось бы 90 лет со дня рождения, то 19 мая 2010 года было ровно 25 лет со дня его смерти. И к последней дате был приурочен вечер в Доме актера, состоявшийся 20 мая 2010 года. Участие в мероприятии приняли актера театра на Малой Бронной, режиссер ЦАТРА А.Бурдонский, худрук театра "Эрмитаж" М.Левитин и т.д. Артист театра им. Е.Б.Вахтангова Рубен Симонов Художественный руководитель театра "Эрмитаж" Михаил Левитин Актриса театра им. Н.В.Гоголя Людмила Гаврилова Артист театра на Малой Бронной Георгий Мартынюк Артист театра на Малой Бронной Геннадий Сайфулин В прошлом актриса театра на Малой Бронной Виктория Салтыковская Бывший директор театра на Малой Бронной Николай Дупак Актриса театра на Малой Бронной Анна Антоненко-Луконина Артист театра им. Е.Б.Вахтангова, директор Дома актера Владимир Этуш Актриса театра им. Моссовета Ольга Остроумова Бывший директор театра на Малой Бронной Михайил Зайцев Семья А.Л.Дунаева слева направо: вдова Галина Дунаева, дочь Елена Дунаева (зав. кафедрой искусствоведения ТИ им Б.В.Щукина), внучка Анастасия Князева (студентка РАТИ), зять Евгений Князев (артист театра им. Е.Б.Вахтангова, ректор ТИ им. Б.В.Щукина), внучка Александра Князева (студентка РАТИ) Александр Леонидович Дунаев (фото ЦАТРА) Александр Леонидович Дунаев Р.Е.Симонов исполняет песню "Актерам театра" Отрывок из спектакля "Океан" (А.А.Попов, В.М.Зельдин, Л.С.Кукулян) А.В.Бурдонский о А.Л.Дунаеве (часть 1) А.В.Бурдонский о А.Л.Дунаеве (часть 2) А.В.Бурдонский о А.Л.Дунаеве (часть 3) Е.В.Князев о А.Л.Дунаеве Внучки А.Л.Дунаева - Анастасия и Александра


Galina: Спасибо, очень интересно!! Вообще хочу выразить огромную благодарность Саше за то что она делает, собирает. выкладывает материалы, и вообще за этот сайт. Для меня это бесценный источник информации. он мне очень помогает. Спасибо, спасибо, спасибо!

tarmy: Galina пишет: Спасибо, очень интересно!! Вообще хочу выразить огромную благодарность Саше за то что она делает, собирает. выкладывает материалы, и вообще за этот сайт. Для меня это бесценный источник информации. он мне очень помогает. Спасибо, спасибо, спасибо! Спасибо за добрые слова.

tarmy: tarmy пишет: И к последней дате был приурочен вечер в Доме актера, состоявшийся 20 мая 2010 года. Участие в мероприятии приняли актера театра на Малой Бронной, режиссер ЦАТРА А.Бурдонский, худрук театра "Эрмитаж" М.Левитин и т.д. Вечер будет показан на телеканале "Россия К" ("Культура") 4-го февраля в 18:10! Не пропустите!

Bootsmann: Спасибо, Саша, очень интересно, постараемся не пропустить!

tarmy: В издательстве РГГУ вышла книга Елены Дунаевой, посвященная режиссеру Александру Дунаеву, возглавлявшему Театр Армии с 1959 по 1963 годы. В книге представлены воспоминания артистов ЦАТРА Владимира Зельдина, Людмилы Касаткиной, Федора Чеханкова, Александра Петрова, Леона Кукуляна и Юрия Комиссарова. Все желающие могут приобрести книгу "Меловой круг Александра Дунаева" в книжной лавке "У Кентавра" по адресу: г. Москва, ул.Чаянова, д.15. Презентация книги ожидается в мае 2014 года (точная дата и место уточняются)

tarmy: 30 мая 2014 года в 19:00 в Центральном доме актера состоится презентация книги Елены Дунаевой, посвященной Александру Леонидовичу Дунаеву, театральному режиссеру, возглавлявшему в разные годы Центральный театр Советской Армии (1959-1963), Московский драматический театр имени Н.В. Гоголя, Московский драматический театр на Малой Бронной, Московский театр "Эрмитаж". Его творческая биография разворачивалась на фоне интереснейшего периода истории советского театра - 1950 - 1980-х годов. Это время, пропущенное через разнообразные идеологические фильтры, представлено в трудах театральных критиков. Достоверную картину жизни советского театра этого времени еще предстоит написать историкам, основываясь на фактах и документах. Но архивы некоторых московских театров еще закрыты, а многие документы из них, как из Московского театра на Малой Бронной, исчезли. Опираясь на факты, архивные документы, рассказы актеров, режиссеров, драматургов, деятелей театра, книга воссоздает сложный образ художника и времени, его сформировавшего.

tarmy: Фотоотчет о презентации Артист Владимир Новиков, в прошлом артист Театра на Малой Бронной Артист Театра на Малой Бронной Иван Шабалтас Артист и режиссер Театра на Малой Бронной Геннадий Сайфулин Актриса Театра на Малой Бронной Вера Майорова-Земская Актриса Ольга Яковлева, в прошлом актриса Театра на Малой Бронной Бывший директор Театра на Малой Бронной Николай Дупак Алексей Краснопольский, выпускник ГИТИС, ученик А.Л.Дунаева Артист Эрик Арзуманян, в прошлом артист Театра "Эрмитаж" Автор книги, профессор ТИ им Б.Щукина Елена Дунаева Заведующая музеем ЦАТРА Е.Ф.Маньшина Елена Дунаева и театровед Борис Поюровский Елена Дунаева подписывает книгу в музей ЦАТРА его заведующей Елене Маньшиной

tarmy: Рецензия на книгу Дочь за отца По жанру это монография. И монография в первую очередь научная. Потому что здесь не просто дочь пишет об отце (хотя дочерний долг, скорее всего, изначально и был побудительным моментом к созданию книги), а театровед Елена Дунаева размышляет о режиссере Александре Дунаеве. О детстве и юности Александра Леонидовича, когда формировались его характер и профессиональные принципы. О том, как эти принципы Дунаеву удалось реализовать на практике. В результате получается подробный портрет Александра Дунаева, перед которым отечественное театроведение находится в большом долгу, упорно оставляя имя этого режиссера в тени его коллег-ровесников. Так что Елена Дунаева во многом устраняет совершенную по отношению к режиссеру Александру Дунаеву несправедливость. Причем, делает это она не в одиночку, а «ради соблюдения объективной дистанции» приобщает к своему литературному труду воспоминания тех людей искусства, которым довелось с Дунаевым общаться. Фрагменты некоторых из этих выступлений мы уже слышали в телевизионной передаче об Александре Дунаеве «Над предлагаемыми обстоятельствами советского театра». Тогда, три года назад, они произвели сильное впечатление. Но опубликованные сегодня полностью высказывания собеседников Дунаевой воспринимаются более эмоционально, сливаясь в один сплошной монолог. Суть его - признание в любви и уважении к самобытному режиссеру, который любые свои идеи реализовывал не при помощи постановочных фокусов, а через артистов. И - исключительной порядочности личности, что, по твердому убеждению Михаила Левитина, помимо режиссерского таланта, разумеется, является самым важным качеством для руководителя театра. А Дунаев, на чем настаивает автор книги (и ее поддерживают почти все, кого она пригласила к разговору об Александре Леонидовиче), и был именно руководителем театра, от природы наделенным чисто «отцовским» даром всем сердцем болеть за общее дело, а не только за свои спектакли. Как это было, к примеру, в Театре на Малой Бронной, который Александр Леонидович возглавлял в 1968-1984, а очередным режиссером там был Анатолий Васильевич Эфрос. И тут нельзя не поразиться мудрой политике, осуществляемой Дунаевым, умевшим, как утверждают очевидцы, для поддержания высокой репутации театра с неизменной деликатностью организовывать повседневную творческую деятельность вверенного ему коллектива и главное - поддерживать Эфроса, режиссерским даром которого восхищался. Отсутствие профессиональной ревности роднило Дунаева с его первым театральным педагогом - Андреем Михайловичем Лобановым и с Алексеем Дмитриевичем Поповым, которого он сменил на посту главного режиссера ЦТСА. К сожалению, пришлось Александру Леонидовичу разделить и печальную участь Лобанова и Попова, то есть быть по сути преданным теми, кто по определению должны его защищать. Он вынужден был уйти и из ЦТСА, где поставил знаменитый спектакль «Океан», из Театра имени Н.В. Гоголя, в котором осуществил программную (а об этом можно догадаться, глядя на название книги) постановку «Кавказского мелового круга», из Театра на Малой Бронной. И, как становится окончательно ясно после знакомства с книгой Елены Дунаевой, в том, что происходило с Дунаевым в разное время, были виноваты не одни лишь директора театров и вышестоящее начальство, а пассивность актеров, не потрудившихся отстоять право на сотрудничество с Александром Леонидовичем. В случае же с «Малой Бронной» отрицательную роль сыграла еще и обособленность Эфроса. Обособленность сознательная, поддерживаемая и литературной частью театра, и, увы, прессой.... Все эти факты вызывают противоречивую реакцию. Да, правду знать необходимо. Но как же, порой, эта правда ранит! Все-таки по мере ее постижения постепенно блекнут авторитеты уважаемых персон, и в очередной раз убеждаешься в том, что интеллигентному, благородному человеку очень трудно существовать в театре, который, видимо, недаром именуют «террариумом единомышленников». И, наверное, не стоит посвящать в эти тонкости зрителей, в большинстве своем тянущихся к театру, как к чему-то прекрасному, возвышенному. Поэтому показавшийся сначала маленьким, всего-то в триста экземпляров тираж «Мелового круга...» потом представляется закономерным. Ведь подобные книги, быть может, надо читать, прежде всего, специалистам, для которых вряд ли будет неожиданным и таким уж горьким вывод о том, что, как заметил в одном из своих стихотворений Владимир Рецептер, «У Мельпомены грязная работа». М.Фолкинштейн, журнал "Страстной бульвар", №10, 2014г.



полная версия страницы