Форум » Общий » Ушёл из жизни Тихон Хренников... » Ответить

Ушёл из жизни Тихон Хренников...

"Боцман Силыч: Сегодня в Москве на 95-м году жизни скончался Тихон Николаевич Хренников. Он музицировал всю жизнь, работал и сочинял во всех мыслимых жанрах. Пел дома, со своими 10 братьями и сестрами. Рано выучился на рояле и в 13 уже сочинил свой первый опус - этюд для фортепиано. Педагоги талант не просмотрели: юный Тиша попал в техникум Гнесиных, затем - в Московскую консерваторию. На третьем курсе сразил преподавателей исполнением фортепианного концерта собственного сочинения. В 22 года композитор принялся за симфонию, и в 1935 году она уже звучала под сводами Большого зала Московской консерватории. Но на выпускном экзамене Хренников схватил четверку по специальности, строгий педагог Прокофьев осадил новичка, которому всё давалось слишком легко. Хренников не обиделся и с тех пор взял за правило: не слишком радоваться удачам и не расстраиваться из-за поражений. Народная любовь пришла к Хренникову с музыкальной комедией "Свинарка и пастух". Она вышла на экраны в ноябре 1941 и стала для советских людей образом той счастливой мирной жизни, к которой надо было вернуться любой ценой. Сыгравший в картине Владимир Зельдин вспоминает о работе с Хренниковым с особой теплотой. В годы Великой отечественной Хренников написал очень много песен, выступал на фронтовых концертах, а в победном 1945 у микрофона полуразрушенной берлинской радиостанции исполнял свой знаменитый "Марш артиллеристов". В 1948 Тихон Николаевич в возрасте всего 35 лет возглавил Союз советских композиторов и так и остался его бессменным, первым и последним, председателем. Работал за бесплатно, на общественных началах. И всё это время Хренников неутомимо писал оперы, концерты, работал для театра и кино. Его песни звучали во всенародно любимых "Верных друзьях", "Гусарской балладе". Знаменитый итальянский композитор Нино Рота как-то сказал о Хренникове: "Как жаль, что он не творит для Голливуда, на Западе он стал бы миллионером". Но Тихон Хренников был неутомимым и деятельным советским композитором. И, как говорят специалисты, даже если б он за всю жизнь написал только "Колыбельную Светлане", его имя навсегда осталось бы в мировой музыкальной культуре. (по материалам 1 канала) *** Осенью 1941 года Т. Н. Хренников по приглашению А.Д. Попова возглавил музыкальную часть ЦАТСА. В 2006-м на премьере третьей редакции "Давным-давно" Композитор, взяв слово после финальных аплодисментов, одобрил новую аранжировку и, думаю, стоит надеятся, благословил спектакль на долгую жизнь... Прощание с Тихоном Николаевичем пройдёт в Москве 16 августа, участники спектакля "Давным-давно" поедут от театра поклониться Мастеру.

Ответов - 13

Mzia: Очен жаль от ухода этого замечательного композитора...

Heartless: Соболезную, конечно... ребят, может я и жестко выскажусь, но мне не жалко уходящих старцев. потому что они прожили очень интересные и насыщенные жизни! и времена их проходят. смена поколений. эволюция. тут уж за смерть спрашивайте у матушки-природы, зачем она ее изобрела. они уходят не только потому, что организм уже поизносился, а еще и потому что больше им нечего сделать для своих потомков и сограждан, и больше нечего сказать...... мне гораздо жальче молодёжь....

Марго: Молодежь ленива....


Э.А. (GenuineLera): Тихон Николаевич Хренников, один из популярнейших и лучших "театральных" композиторов. Лёгкая, пластичная и глубокая музыка. На сцене занимает места не_больше, чем воздух вокруг персонажей :) Насмешливость уравновешена грацией, а смешливость - философичностью. Чуткий, умный и нисколько не_сноб, он понимает и ценит мудрость комедии. Каждый звук, каждый "изгиб" ритмического рисунка пропитаны талантом к жизни и душевным здоровьем. Всегда: и в обретениях, и в утратах. Светлая память! Как говорится, дай бог каждому такой судьбы и долгой памяти народной. Сколько благодарности. Не высказать. "Оплакивать не надо того, кто всё свершил". (М. Эминеску). Да, они прожили очень интересные и насыщенные жизни, как написано в посте Heartless. - Они сумели прожить именно так. Тем больше их ценишь и восхищаешься ими. Но слёзы всё равно льются. :) Уходит, может быть, эпоха именно таких людей. Которые умели строить свою жизнь. (...Но а кто-то из молодёжи тоже сумеет, как знать? И, наверное, никто не_порадовался бы надёжной, качественной смене поколений больше, чем такие вот "уходящие старцы" :)). Разместила у себя в блоге и на сайте 1-минутное аудио - из оркестрового вступления к "Жил-был Анри Четвёртый", записано в театре на закрытии сезона 2006/2007. http://www.liveinternet.ru/users/genuinelera/post47332474/

tarmy: Вчера в Москве на 95-м году жизни скончался композитор, многолетний руководитель союза композиторов СССР Тихон Хренников. В 1941 год, находясь в Свердловске, Тихон Николаевич по предложению Алексея Попова возглавил музыкальную часть Театра Красной Армии. За время своего руководства музчастью театра Тихон Хренников создал музыку к спектаклю-легенде по пьесе А.Гладкова "Давным-Давно" (премьера 4 октября 1942 года в Свердловске) - позже эта музыка вошла в фильм Э.Рязанова "Гусарская баллада" - и спектаклю по комедии братьев Тур "День рождения" (премьера 11 февраля 1944 года в Москве). Спустя несколько лет Тихон Хренников передал руководство музыкальной частью театра скрипачу и дирижеру Борису Шерману, вместе с которым пришел в ЦТКА. В своей статье к 50-летию Театра Армии Тихон Николаевич отметил, что: "Будущее театра в том, что он остается музыкальным, а музыка его - театральной". В 2005 году пьеса А.Гладкова "Давным-Давно" обрела вторую жизнь в постановке главного режиссера ЦАТРА Бориса Морозова, где вновь, уже аранжированная, зазвучала музыка Тихона Хренникова, а сам автор присутствовал на премьере: "Вы понимаете, мне спектакль очень нравится. Я бы очень хотел, чтобы он сохранился надолго, поскольку с ним связана большая история. Эта пьеса должна быть постоянно в репертуаре. Пьеса Александра Гладкова гениальна и по своим художественным достоинствам адекватна комедии "Горе от ума" А.Грибоедова, в ней изумительный стихотворный слог. Сюжет будет всегда восприниматься зрителями с восторгом, ведь с ней связана история страны. Мне очень нравятся как играют и поют актеры". Узнав о смерти Тихона Хренникова в интервью радиостанции "Маяк" Борис Морозов сказал: "Это трагическое, очень печальное известие меня застало в Екатеринбурге. Вдруг на память как раз пришло то, что именно в этом городе, в далеком 1942 году, впервые прозвучала замечательная, гениальная музыка Тихона Николаевича к спектаклю, поставленному Алексеем Дмитриевичем Поповым. Это музыка, которая потом стала любимой, стала известной каждому человеку. И спектакль, и замечательный фильм Эльдара Александровича Рязанова «Гусарская баллада» - одни из самых любимых произведений. Конечно, потеря огромная не только для музыкальной культуры, это потеря для всей культуры нашей отчизны, а для Театра Российской армии, конечно, это уход близкого, родного человека, с именем которого действительно связана история нашего театра, замечательного композитора, замечательного человека Тихона Николаевича Хренникова". Прощание с композитором состоится 16 августа 2007 года в здании Московской консерватории, похоронен Тихон Хренников будет в родном Ельце. Выражаю соболезнования родным и близким Тихона Николаевича. На медиа-странице можно скачать видео с песней "Давным-давно". Heartless пишет: но мне не жалко уходящих старцев Жалеть надо не по возрасту, а по достоинствам. Тихона Николевича очень жалко, также, как было жалко, например, Георгия Жжёнова. Heartless пишет: смена поколений. эволюция. Скорее деградация!

Кнопка: Слов не хватает... да они и не нужны... что могут сказать слова, из того, что не может передать музыка?

tarmy: Официальный сайт Тихона Хренникова

"Боцман Силыч: Heartless пишет: но мне не жалко уходящих старцев. Простите, Heartless, но вот уж глупость облекли в красивые слова "поколения, эволюция"! Молодые должны помнить и знать о том, что эти "старцы" сделали. Вот примеры из жизни: в начале августа один за другим ушли два великих кинорежиссёра Ингмар Бергман (91) и Микеланджело Антониони (95) - так вот в репортаже по НТВ про первого сказали, что он остался "ремесленником в кино", а последний фильм снял в 1986 году (на самом деле в 2003 - !), про Антониони вообще на следующий день хватанули из Википедии пару строк - ничего не понять было. И вот это всё называется (мягко говоря) - пофигизм и наплевательство. Про Тихона Николаевича тоже не все каналы вспомнили, не все включили в "нарезку" видео его "Гусарскую балладу" / "Давным-давно" - которую знают многие. Ещё вчера не хотелось писать обо всём этом, да и не хочется здесь развивать разговор о пресловутой "культурной памяти", но молодёжь мне, Heartless, тоже жалко потому что не помнит она о тех у кого "организм поизносился" и считает, что скажет миру вот такими вот оборотами намного больше лучше и красивее, чем ушедшие художники.

Heartless: "Боцман Силыч я понимаю ваши возмущения и принимаю. говоря о том, что жалко молодёжь, я имела в виду, что жалко, когда умирают молодые. старцы оставили достаточное наследие, которое обсуждению не подлежит. это же и tarmy, на ее слова: Жалеть надо не по возрасту, а по достоинствам. Тихона Николевича очень жалко, также, как было жалко, например, Георгия Жжёнова. . наследие, оставленное ими, никто не умаляет и не забывает. не путайте кислое с круглым.... а насчет деградации - не стоит настолько не доверять молодому поколению, к которому вы, саша, тоже относитесь.

tarmy: Heartless пишет: а насчет деградации - не стоит настолько не доверять молодому поколению, к которому вы, саша, тоже относитесь. Я ему не доверяю потому, что знаю его. Меня молодежь печалит. Heartless пишет: наследие, оставленное ими, никто не умаляет и не забывает. А я не про наследие, я про человека. Про человеческую жизнь.

"Боцман Силыч: Heartless пишет: старцы оставили достаточное наследие, которое обсуждению не подлежит. Согласен с Вами. А молодёжь, Саша, и правда, разная... Говорят, на прощании с Тихоном Николаевичем были и Лариса Голубкина, и Ф.Я. Чеханков, и Таня Морозова и другие... Будем помнить и петь его светлые песни!

tarmy: "Боцман Силыч пишет: А молодёжь, Саша, и правда, разная... Безусловно, отдельные ее представители вызывают уважение, но в целом картина очень печальна.

tarmy: Памяти Тихона Хренникова Ушел из жизни выдающийся русский композитор. О нем вспоминает Владимир Зельдин, народный артист СССР: - Последний раз с Тихоном Николаевичем Хренниковым мы виделись несколько лет назад - вместе получали дипломы "Патриот Москвы", мне кажется, он был растроган, когда я запел "нашу" песню из фильма "Свинарка и пастух". А познакомились мы еще до войны, в 41-м году, как раз тогда, когда я был утвержден на роль Мусаиба. Пырьев пригласил нас с Ладыниной послушать песню о Москве, потому что композитор хотел "установить" тональность. Он сел за рояль и сам запел так заразительно, с такой эмоциональной силой, что мы были сразу покорены. К тому же наши тональности совпали и ничего переделывать не пришлось. Теперь, по прошествии полувека, а мы сохранили теплые отношения на всю жизнь, очевидно, что наши тональности совпали не только в музыкальном значении этого слова. В течение нескольких лет Хренников возглавлял музчасть Театра Армии. Я не люблю модные нынче эпитеты "великий", "гениальный", вполне достаточно скромного - "выдающийся". Так вот наш театр возглавляла в сороковые годы выдающаяся команда, ведомая блестящим режиссером Алексеем Дмитриевичем Поповым. Именно тогда на большой сцене появились спектакли, ставшие классикой. И среди них, конечно, "Давным-давно", упоительную музыку к которому написал Хренников. Много лет спустя она стала известна следующим поколениям - зрителям рязановской "Гусарской баллады". В эти печальные дни кто-то заметил, что, если бы Хренников не написал ничего, кроме знаменитой "Колыбельной", которую на сцене долгие годы исполняла Добржанская, а потом Голубкина, сыгравшая Шурочку Азарову и в фильме, то композитор уже вошел бы в историю музыки. По счастью, Тихон Николаевич написал еще очень много, в том числе и для театра. В его характере была редкая для нашего цеха черта: он не только не страшился конкуренции, но с готовностью привлекал к работе талантливых людей. Именно по его инициативе Крейн создал партитуру "Учителя танцев", а Мокроусов - "Укрощение строптивой". Хренникова интересовали не собственные успехи, а общее дело. Наверное, это его человеческое качество позволило ему много лет в очень нелегкие времена вести Союз композиторов, сохраняя честь и достоинство, ограждая по мере сил своих коллег от холодных ветров и нежданных заморозков. С годами в нем не появилось ни вельможного чванства, ни высокомерия, ни амбиций человека, при жизни ставшего классиком. Когда спустя десятилетия в театре решили возобновить "Давным-давно", Тихон Николаевич пришел к нам на репетицию, сел за рояль и молодо, с юмором пропел все главные партии спектакля, я вспомнил нашу первую встречу и убедился, что он совсем не "заматерел". В концертах я и сейчас иногда исполняю песню из одного старого, давно забытого спектакля "День рождения", рассказывавшего об эскадрилье "Нормандия-Неман". Песню к нему на слова нашего актера Яши Халецкого написал Хренников. Там есть такая строка: "Нам не свыкнуться с болью разлук". Невозможно свыкнуться... Журнал "Итоги", № 38, 8 сентября 2007 г.



полная версия страницы